За свою историю автомобиль прошел изрядную эволюцию: в современной машине с трудом можно увидеть черты «самобеглой коляски» начала ХХ века. Однако если проследить постепенные изменения от модели к модели, от года к году, становится понятно, как автомобиль принял современный, привычный всем облик. Музейные экспозиции как раз и дают такую возможность.
Музеи России
«Моторы Октября»
Один из самых крупных и интересных музеев России – московский музей ретроавтомобилей «Моторы Октября» (еще известен как «Автомузей на Рогожском Валу»). Он создан энтузиастом Дмитрием Октябрьским. В экспозиции в основном представлены советские легковые автомашины, грузовики и мотоциклы прошлых лет. После закрытия музея АЗЛК («Москвич») его экспонаты также дополнили коллекцию. В музее широко представлены и ретромобили из Европы и США – старинные лимузины и спорткары начала и середины XX века.
Автосекция Политехнического музея
Старейшая в России автомобильная секция знаменитого музея основана еще в советское время. Увы, коллекция с тех пор почти не пополнялась, но и тут есть, на что посмотреть: здесь выставлены роскошная экспозиция, посвященная советскому автоспорту, подборка мощных вездеходов, а еще уникальный дореволюционный отечественный лимузин «Руссо-Балт», единственный сохранившийся экземпляр в мире.
Музеи Европы
Музей Mercedes-Benz (Mercedes-Benz Museum)
Штутгартский музей при заводе DaimlerBenz (ныне DaimlerChrysler) открылся еще в 1923 году. В 2006 году он переехал в новое здание в гигантском комплексе «Мир Мерседес» (Mersedes-Benz-Welt). Крупнейший в мире автомобильный музей демонстрирует на своих девяти этажах около 160 машин – от первых автомобилей Карла Бенца и Готтлиба Даймлера до современных гоночных болидов. Здесь можно увидеть знаменитую «Серебрянную стрелу» 1911 года, лимузины и довоенные спортивные авто, легендарную «чайку» – мерседес 300 SL Coupe, модели последних десятилетий, футуристические концепты.
Музей Porsche
В Штуттграте расположен и музей Порше. Это неудивительно, ведь основатель марки Фердинанд Порше начинал свою деятельность в 1920-е годы в мастерской Готтлиба Даймлера. С 1976 года музей завода открылся для широкой публики, а в 2009 году переехал в новое здание на Porscheplatz. В экспозиции музея около 80 автомобилей – от первых творений Порше и прототипов «жука» 1939 года до классических Porsche 356, 550, 911 и Porsche Carrera GT мощностью 612 л. с. Большинство экспонатов в рабочем состоянии и периодически участвуют в пробегах подобных «ветеранов».
Музей BMW
Музей открылся в Мюнхене в 1972 году перед началом летних Олимпийских игр. Всего в постоянной экспозиции представлено более 120 моделей. Среди них можно выделить исторический BMW 3/20 АМ4 (1932 г.), с которого начались самостоятельные разработки марки, родстер BMW 315 (1934 г.), довоенный гоночный BMW 328 Mille Miglia, ле-мановские болиды BMW V12, болиды «Формулы-1» с моторами BMW. В музее часто проходят временные выставки, ведь в его запасниках хранится более 550 машин.
Музей Audi
В небольшом провинциальном городке Ингольштадте, на родине концерна Audi, расположен и музей марки, построенный в 2000 году в виде большого стеклянного цилиндра. Осмотр начинается с верхнего третьего этажа, где расположены автомобили Horch, Audi, DKW и Wanderer производства 1899–1945 годов. Именно эти марки, объединившись в 1932 году, образовали концерн Auto Union. Главная особенность музея – огромный лифт, на платформах которого медленно поднимаются через все три яруса здания уникальные прототипы и концепты марки. Затем экспонаты спускаются вдоль внешней стеклянной стены, где их видят прохожие. Всего историю компании иллюстрируют более 80 автомобилей.
Музей Ferrari
Городок Маранелло, расположенный в 18 км от североитальянской Модены, известен на весь мир благодаря заводу, штаб-квартире и музею Ferrari. Посетителей встречает гоночный Ferrari 166 F2 1951 года выпуска. Всё в музее подчеркивает спортивное происхождение марки: гоночные болиды «Формулы-1» и FIG GT, экипировка гонщиков, фотографии, призы. Ярко-красные автомобили в белоснежном интерьере галереи производят неизгладимое впечатление. В экспозиции, кроме ключевых моделей Ferrari, представлены и Alfa Romeo 1930-х годов, ведь Энцо Феррари начинал свою конструкторскую деятельность именно на этом заводе. Из необычных экспонатов можно отметить воссозданный кабинет Энцо.
Музеи США
Автомузей Le May
В США, главной автомобильной державе мира, должен находиться и самый представительный музей. И вот в 2012 году после 10-летнего строительства в Такоме (штат Вашингтон) открылся грандиозный музей, в экспозиции которого более 3,5 тыс. автомобилей. Свое название он получил в честь Харольда Ле Мэя, частная коллекция которого составила основу коллекции. В постоянной экспозиции 350 машин, остальные ждут своего часа на стеллажах.
Музей Уолтера П. Крайслера
В Оберн-Хиллсе (штат Мичиган) расположен музей, который демонстрирует все 65 знаменитых автомобилей, произведенных компанией Chrysler за свою девяностолетнюю историю. В коллекции – исторические Rambler Runabout Roadster (1902 г.), Hudson Model 20 Roadster (1909 г.), Dodge Brothers Touring (1915 г.), легендарные De Soto и Fury. Музей работает с 1999 года, а сейчас действует как некоммерческая организация, отделившись от корпорации десять лет назад. Большинство работников музея работают как волонтеры, из любви к коллекции.
Музеи Азии
Toyota Automobile Museum
Было бы странно, если бы у концерна Toyota не было бы своего музея. Он открыт с 1989 года и считается одним из лучших музеев Японии. В экспозиции более 150 машин – не только автомобили Toyota, но и множество «американцев» 1930–1940-х годов. К редкостям собрания относятся микролитражка Fujicabin А5 (всего выпущено 85 штук) или редчайшее GT-купе Toyota 2000GT 1968 года (таких машин было всего 350). Главный раритет музея – первая Toyota выпуска 1902 года.
«Музей-гараж махараджи»
Самый экзотический автомузей в мире – это «Музей-гараж махараджи», открытый Праньялом Бхогилалом в своем имении в индийском городе Катваде, подАхмедабадом (штат Гуджарат). Основа экспозиции составляют машины, которыми пользовался махараджа, живший в этих местах. Среди них выделяется Hispano-Suiza H6B конца 1920-х годов или Rolls-Royce 1930-х с усиленной подвеской, прожекторами и ружейной пирамидой. В гараже есть и несколько скромных Ford Т, которые были очень удобны для охоты, поскольку передачи в них можно переключались ногами, а руки оставались свободными для стрельбы. Выездные автомобилей махараджи, конечно, поражают богатыми интерьерами с индийским колоритом: в убранстве использованы парча, золото, слоновая кость.