РАЗВЛЕЧЕНИЯРубрикиТеатры

Юбилей заслуженной артистки России ТАТЬЯНЫ КУЗНЕЦОВОЙ

Если говорить о яркой самобытности, проявлении «особости», то многие театралы вспомнят Татьяну Кузнецову – актрису с необычным изломом голоса, невероятно женственную – само воплощение женственности, и, одновременно, очень точную, подробную профессии, обладающую тем редким светом таланта, который, как магнит, притягивает, завораживает всех без исключения.

Окончив в 1985 году театральный институт на курсе мастера Рубена Агамирзяна, она, конечно же, пришла в Театр им.В.Ф.Комиссаржевской. Первые годы становления она пыталась искать свою «ноту», свою мелодию в общем актерском хоре.

«С первой же своей роли смешной девчонки в горьковских «Зыковых», живо и светло взирающей на мир среди хаоса хозяйского дома, Кузнецова очаровала всех. Потом были образы подростков, девушек чуть неуклюжих, странноватых или лукаво грациозных. Была юная, нежная и грустная царица Ирина из «Царя Федора». Была Анна Франк в замечательном спектакле Агамирзяна, премьера которого состоялась уже после его смерти. «Кузнецова талантливо сыграла девушку пленительного редчайшего таланта жизни…» (театральный критик Н.Рабинянц)

Потом была страстная Клеопатра в спектакле Белинского и спектакль А.Исакова «Французские штучки», где проявились великолепное чувство юмора и ирония молодой актрисы. И вдруг – как удар грома – «Дама с камелиями» в постановке В.Пази. Театральный Ленинград разорвало на два непримиримых лагеря: тех, кто влюбился в странный излом Татьяны Кузнецовой, и тех, кого раздражала ее необычная манера игры и речи.

“Беглянки”

«И вот – Маргарита Готье. В роли которой, как известно, блистали Сара Бернар, Элеонора Дузе, Грета Гарбо. Кузнецовой эта вершина оказалась по силам. Владислав Пази мудро не ставил задач, чуждых индивидуальности актрисы. И в то же время помог раскрыться ещё неведомым возможностям её таланта. Тут она пленяет женственной мягкостью и приглушённой печалью. И чувством стиля, столь нечастого на нашей сцене. Как естественна она в своих туалетах, которые словно бы хранят светлый отзвук её красоты. Красоты существа, вопреки всему покоряющего незамутнённой чистотой…» (критик Н.Рабинянц)

“Театр”

Несколько лет спустя подобный взрыв произвела она в роли Натальи Петровны из спектакля В.Гришко «Месяц в деревне».  Студенты-театроведы грядой писали об этих спектаклях, об «актрисе в роли», сочиняли актерский портрет Татьяны Кузнецовой.

В 1995 г. она получила премию Французского Института культуры за роль Маргариты Готье. Чуть ранее, в 1992 – была признана лучшей театральной актрисой года за роль Анны Франк. Каждая ее  новая роль вызывала живейший интерес критиков и публики.

А Татьяна Кузнецова живет в своем особом мире, несуетно, неспешно, не обращая внимания на бренчание славы….Она продолжает поиски новых нот, расширяя диапазон своих творческих возможностей.  В 1999 году вместе с певицей Полиной Руновской она создала театральную студию «AlleЯ», пробует себя в вокальном жанре. В 2001 –неожиданный поворот –  уходит в театр им.Пушкина (Александринский театр), который так и не стал ей родным… Там она сыграла совсем немного ролей, но среди них – Раневская в «Вишневом саде», Мамаева в сп. «На всякого мудреца довольно простоты», фру Линне в «Норе» и др. Не ощущая полноты творчества, она работает над моноспектаклями. На Четвертом Международном фестивале «Монокль» (2003 г.) она представила моноспектакль «Она – Я, не Я и Она» Клима (Театр «Особняк»), а в 2007 г. на том же  фестивале  ее работа «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» Г.Г.Маркеса получила   диплом.

“Безымянная звезда”

В 2012 году Татьяна Кузнецова вернулась в  родной театра им. В.Ф. Комиссаржевской. И тогда начинающий режиссер и известная петербургская актриса Маргарита Бычкова предложила Кузнецовой работу в спектакле «Театр». Зрители полюбили новое воплощение  Джулии Ламберт, в которой сквозит какая-то петербургская утомленность и отрешенность, трагический излом и надбытность, позволяющая легко парить над ситуациями, близкими и далекими людьми….Именно такова Т.Кузнецова в образе Джулии Ламберт в спектакле «Театр» (2015).

“Доктор Живаго”

В спектакле-концерте «Я вернулся в мой город» (2018) Татьяна Кузнецова рассказывает о своем Петербурге: сначала стихами Ахматовой, а потом, продолжая эту мелодию, складывает аккорд Бог-Петербург-я, импровизируя из давнего моноспектакля, сочиненного с режиссером Климом.

В спектакле «Доктор Живаго» ее Анна Ивановна Громеко – «осколок» прошлого дворянского мира, женщина нежная («без кожи»), – и мудрая, подмечающая малейшие оттенки движения душ, осознающая свой скорый конец….Совсем иная Анна Ивановна у другой актрисы. Играющей ту же роль.

Недавняя премьера театра – «Беглянки» по пьесе современного драматурга К.Дютюрона  – история двух женщин разного возраста, темперамента и менталитета. Взаимодействуя со своей партнершей по сцене Н.Орловой тончайшими обертонами, Т.Кузнецова выстаивает образ потерянной, одинокой женщины,  – инфантильной, наивной и взбалмошной, стремящейся найти и обрести своё настоящее «я». Гротескное существование, тонкий юмор двух интеллектуальных актрис – пиршество для истинного театрала…

В рамках цикла «Театральные встречи» состоялся творческий вечер актрисы, где многие неожиданно для себя открыли новую Татьяну Кузнецову, услышав не только стихи Серебряного века, фрагменты пьес, но и изысканный музыкальный сюрприз от нее и гитариста Армена Чикунова…

“Я вернулся в мой город”

Татьяна Кузнецова – одна из самых необычных и самых подходящих Петербургу актрис. В каком-то внутреннем дуэте она сливается с этим городом в единое целое, не боясь раствориться в его множественности, в его громадах, в его суровом величии. И город-великан нежно обнимает это хрупкое воплощение женственности, эти прозрачные глаза в пол-лица, эту нездешнюю улыбку, этот странный, почти болезненный излом тела, даря взамен ей невероятную силу актерского воздействия….

 

6 и 12 февраля Татьяну Кузнецову можно будет увидеть и поздравить в спектаклях «ДОКТОР ЖИВАГО» И «ТЕАТР».