ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯ

Станислав Беляев: «Даже в таком легком жанре должен присутствовать конфликт»

Настоящий универсал, он не только играет в театре и кино, но и хорошо поет, и пишет собственные песни. И «просто песня» замечательные роли Станислава Беляева в мюзиклах «Метро», «Монте-Кристо», «Преступление и наказание». 19 сентября на сцене Театра МДМ стартовал новый интересный мюзикл «День влюбленных», где артист исполняет главную мужскую роль.

Станислав, в детстве вы учились играть на скрипке, но пойти решили не в скрипачи, а в артисты. Чем был обусловлен ваш выбор и что дала вам мхатовская школа?

Моя мама – учитель музыки. И было очевидно, что я буду учиться музыке. Перед поступлением в первый класс она поставила мне аудиозаписи различных инструментов, и я выбрал скрипку. Выдающимся скрипачом я себя не проявлял, поэтому речи о поступлении в музыкальное училище не шло. Не было качества игры, да и острого желания связывать свою жизнь с этим инструментом. Я думал пойти учиться в финансовый институт или стать переводчиком… И совершенно не планировал связывать свою судьбу со сценой. Это были детские мечты, картинки в голове, но осознанно я планировал освоить какую-то более понятную с точки зрения материальности специальность.

А потом, когда мы переехали в Москву, все само собой начало складываться так, что я то и дело оказывался в творческой среде. Случайно попал на занятия к Дмитрию Шведу, который стал моим первым педагогом по гитаре и вокалу. Потом очутился на кастинге в мюзикл «Метро» и прошел его. После «Метро» был отбор в «Ромео и Джульетту», где я познакомился с МХТовскими ребятами, которые посоветовали мне поступать к ним. И я поступил. Это было скорее провидение, нежели осознанный выбор и острое внутреннее желание. Все складывалось само собой. Сверхусилий я не прилагал. Наверное, я пешка в руках судьбы.

Тем не менее уроки музыки все же не прошли даром и дают о се6е знать: вы профессионально поете романсы, играете роли в мюзиклах. Что для вас, нынешнего, сегодня важнее – роль в кино, в театре или в мюзикле? Если стоит выбор, на чем остановитесь?

Однозначно выберу кино, и причин тому несколько. Первая – это, конечно же, деньги, потому что кино дает возможность заработать. Но главное – то, что кино дает шанс стать узнаваемым. Это, в свою очередь, открывает двери и горизонты. Автоматом ты получаешь больше предложений, тебя приглашают, с тобой хотят работать. Пока у тебя нет имени, получить роль или работу и, как следствие, обеспечить себе комфортный уровень дохода, очень трудно. Пока этой популярности нет, ты берешься за любую роль, вне зависимости от того, где она. Мы, в отличие от той же Англии или Америк, где очень развит коммерческий театр и ставится огромное количество мюзиклов на разных уровнях и в целом драматических или музыкальных проектов, не избалованы работой. У нас сейчас время постоянных потрясений, и коммерческий театр выживает с трудом. И потому даже говорить о каком-то выборе не приходится. Скорее стоит вопрос о необходимости выживать, зарабатывая деньги. Но когда настанет более благодатный период, то, конечно, выбирая между съемками в непонятном проекте и большим классным спектаклем с интересной ролью и хорошей постановочной командой, я выберу спектакль.

Вы играете главную роль в новом мюзикле «День влюбленных». А вам приходилось когда-либо оказываться в ситуации, подобной той, в которую попал ваш герой? Если да, то как вы из нее вышли?

Попадал ли я в ситуацию, аналогичную сюжету спектакля «День влюбленных»?Хм… Нет. Поскольку я женился уже в сознательном возрасте и выбор мой, с кем связать свою жизнь, был и чувственным (я любил свою будущую жену), и абсолютно осознанным, таких обстоятельств, как в нашем спектакле, когда пара занятых людей не успела принять решения, проговорить обстоятельства своих жизненных интересов, и в кафе обсуждает детали свадьбы, у меня не было. У нас все было гораздо спокойнее и сюрпризов не предвещало.

Какая сцена в этом спектакле была для вас самой непростой и почему?

Наш спектакль очень веселый, легкий и музыкальный. Но, естественно, даже в таком легком жанре должен присутствовать конфликт. Прежде чем обрести счастье, герои должны что-то потерять. В нашем спектакле есть сцена, когда конфликт между героями доходит до пика, и они в сердцах, эмоционально проговаривают свое отношение к жизни друг друга. С этой сценой мы работали дольше, чем с остальными, перебрали десятки вариантов, но в итоге благодаря режиссеру и включенности артистов нашли решение. Хотя по-прежнему она остается непростой и, когда я дохожу до нее, то внутренне собираюсь. Она для меня в своем роде профессиональный вызов.

У вас достаточно богатая фильмография. Кто из ваших героев особенно близок вам? Можете ли сказать, что с кем-то из них вы буквально «срослись кожей»?

Вообще я прихожу к выводу, что, пока артист неизвестен, он чаще всего получает роль благодаря сходству своего типажа с типажом, описанным в сценарии. Соответственно, при таком подходе к выбору сложностей не возникает, потому что есть уже исходные пересечения, и дальше вот это «срастание» с героем определяет то, какое количество времени ты посвящаешь работе над персонажем. Для меня такой работой стал сериал «Жена полицейского». Это 16-серийная драма режиссера Александра Соловьева, которая прошла на канале НТВ. Мой герой – оперативный работник, который долгое время просидел в архиве, разбирая документы. Он, амбициозный, умный, щепетильный, дотошный, идеалист по своей природе, жаждет живой работы. И добивается своего: его назначают на должность оперативного сотрудника в районное полицейское отделение маленького подмосковного городка. По ходу пьесы мой герой сталкивается с персонажем Виталия Кищенко, своим полным антиподом, идеалист – с абсолютным циником. Разруливает все супруга моего героя: она влезает в жизнь этого отделения и наводит там шорох. Мы снимали эту историю четыре с лишним месяца. Естественно, за это время я со своим героем сроднился, начал двигаться иначе, говорить иначе, вести себя иначе… Очень был интересный опыт.

Кого вам больше нравится играть – положительных или отрицательных героев?

Вы знаете, это вечная дилемма. Кудрявые хотят быть с прямыми волосами, прямоволосые кудрявыми, белокожие загорелыми, и наоборот… Когда ты постоянно играешь одно и тоже, это надоедает. Но, в принципе, я думаю, и со мной согласится большинство коллег, злодеи интереснее, у них очень много планов. И эту многоплановость, конечно, играть интереснее, чем изображать высоколобого героя с уверенным решительным взглядом и нерушимыми идеалами. Но если ты постоянно играешь негодяев, или наоборот, героев, тебе хочется разнообразия. Поэтому вполне нормально, когда артисты ищут и пробуют себя в разных амплуа, хотя зритель это не всегда понимает. Например герои Тома Круза всегда сильные, всегда спасают мир и побеждают зло, и если Круз сыграет Джокера, то даже если он сделает это блестяще, у поклонников будет много вопросов. Но потом… Потом, уверен, аплодисменты будут только жарче.

Нравится ли вам быть ведущим мероприятий, или это просто способ заработка? Вы импровизируете или четко следуете сценарию?

Я веду мероприятия очень много лет (впервые вышел на сцену с микрофоном, кажется, в 2002 году), и это стало неотъемлемой частью моей жизни. Я веду все: и частные вечеринки, и большие корпоративы, и концерты. Это форма заработка, безусловно, но это и другая краска в профессии, другие эмоции, другой навык, которому нужно учиться. Одно дело, когда ты заранее знаешь текст, у тебя все отрепетировано, есть партитура, мизансцена, и совсем другое, когда ты выходишь и перед тобой сидят люди, которые хотят видеть живую эмоцию, слышать живую речь. Да, тебе иногда дают планшет с написанным текстом, но сухо прочитанный с планшета текст никому не интересен. Вот здесь и рождается импровизация. Естественно, чем больше такой работы, тем более уверенно и свободно чувствуешь себя. Какие-то интересные шутки или подводки, конечно, запоминаешь и, зная, что это будет работать, используешь. В прошлом конферансье, величайшим представителем которых был Борис Брунов, заранее готовили репризы на разные темы. Сейчас так практически никто не работает. Что касается импровизации в жизни, могу сказать только, что чем старше становишься, чем больше у тебя жизненного опыта, тем больше свободы в импровизации, возможностей и сил к ней. Ведь ты уже предполагаешь несколько вариантов развития ситуации, перестаешь беспокоиться, переживать о каких то вещах. Ты начинаешь импровизировать, потому что у тебя есть опыт.

Сами вы ходите в театр как зритель? Работы кого из коллег особенно впечатлили вас в последнее время?

Последние три года я работаю в Театре МДМ. И занятость, при условии, что у меня есть Театр Наций и отдельные коммерческие спектакли, настолько высокая, что времени на то, чтобы сходить в театр, практически нет. Это редкие счастливые вечера, когда могу посетить спектакль и разнообразить свои впечатления и творческую жизнь. Компенсацией может быть просмотр кино, сериалов, которые выходят, но это, конечно, разные вещи. А в театре и в кино для меня артист номер один, с которого я беру пример, который меня восхищает, на работы которого я готов смотреть бесконечно, – это Евгений Витальевич Миронов. И когда, например, в Театре Наций по ходу репетиций он высказывает свое профессиональное мнение, помогает, это фантастика.

Как вы проводите досуг, есть ли у вас хобби?

Мы с семьей очень любим путешествовать. В этом году из-за закрытых границ много ездили по России и получили огромное удовольствие. А второе мое любимое дело связано с музыкой. Уже много лет я пишу песни, записываю клипы, не часто, но делаю релизы. Сейчас жду встречи с инвестором, который поможет мне записать альбом. Это было бы прекрасно: я смог бы подарить слушателям свою музыку, а она, говорят, недурна.