АВТОРЕВЮ

По тонкому льду, или Как выбрать зимние шины

Наступил ноябрь, а с ним и первые заморозки. Это значит, пришла пора «переобуть» вашего железного коня. Водители со стажем знают: отгонять машину на шиномонтаж лучше всего тогда, когда среднесуточная температура составляет +5°С. Запасаться же резиной выгодно заранее, еще летом, когда цены на зимний товар не так кусаются.

Зимняя или всесезонная?

Первый вопрос, который возникает у начинающего водителя: можно ли ездить круглый год на всесезонных шинах? «Так они же всесезонные, значит, и на морозы рассчитаны», – думает он и в шиномонтаж не спешит. На европейские или американские морозы – может быть. Но в российских реалиях уже при -10°С и без того жесткая резина становится просто дубовой, серьезно увеличивая тормозной путь. Специалисты единодушны: всесезонка не обеспечит хороших сцепных свойств и комфорта ни летом, ни зимой.

Сверим характеристики

Характеристики любой шины определяются рядом параметров: сцепные свойства, курсовая устойчивость, управляемость, эффективность торможения, ездовой комфорт, шумность, износостойкость и так далее. Главный критерий зимой, конечно же, длина тормозного пути на разных покрытиях (снег, лед, асфальт, снежная каша). И потому первое, что необходимо решить для себя, – это стоит ли переплачивать за шипы. Затем подбирается наиболее комфортная марка и модель. Опытные водители исходят из условий, в которых преимущественно используется автомобиль. Главное достоинство шипов – уверенное поведение машины на льду и плотно укатанном снегу. По статистике, около 70 % россиян предпочитают именно шипованные шины.

Альтернатива – мягкая «липучка» без шипов. Такая резина больше подходит для езды по рыхлому снегу и снежной каше.

Есть у шипов и недостатки. «Подкованная» резина и шумит сильнее, и асфальт разрушает. Во многих странах ездить на шипах разрешено только в определенные месяцы, а кое-где они и вовсе вне закона. К тому же шипованная шина куда дороже «нешиповки» того же типоразмера – иной раз на 40–50 %.

Еще важнее то, что шипы удлиняют тормозной путь на чистом асфальте (впрочем, тесты последних моделей показывают практически одинаковые с «липучкой» результаты), машина менее устойчива при торможении (уменьшается пятно контакта резины с дорогой). В то же время шиповка шиповке рознь. Некоторые производители шин считают, что шипы необходимо заключать в специальную обойму из твердой резины, пластика или легкого сплава. Это не позволяет им выворачиваться при торможении, а значит, и эффективность растет, и устойчивость сохраняется.

При смешанных условиях эксплуатации специалисты рекомендуют шипы. Даже если городские трассы вычищены до самого асфальта и обильно политы реагентом, во дворах почти всегда голый лед. Тут-то шиповка и пригодится.

Выбираем типоразмер

Второй по важности момент – размерные характеристики шины. Чем она уже, тем выше будет удельное давление на поверхность, а значит, и сцепные свойства. Еще лучше, если имеется хороший водоотвод (глубокие канавки в протекторе) – такой шине и снежная каша не помеха.

Многие берут на зиму колеса на размер меньше: 14 дюймов вместо 15, 13 вместо 14 и так далее. Это позволяет сэкономить на резине и уменьшить вес колеса, что ослабит нагрузки на подвеску. Чтобы поменьше цеплять днищем сугробы, можно еще и слегка приподнять автомобиль, выбрав резину с высоким профилем.

Все проиндексировано

Прогуливаясь вдоль стеллажей с резиной, нелишне обратить внимание на индекс скорости – максимальное значение скорости, при котором разрешается эксплуатация резины. Число зашифровано в букве латинского алфавита на боковине. Так, литера L означает «не быстрее 120 км/ч», N – «не больше 140 км/ч», Q устанавливает потолок в 160 км/ч, T – в 190 км/ч и так далее. Правда, резина с индексом ниже Q сейчас почти не встречается.

Покупать шины с очень большим индексом не имеет смысла: все равно зимой сильно не разгонишься, а разница в цене для одной и той же модели с разными индексами может быть очень существенной. Продавцы шин рекомендуют двигаться со скоростью, которая на 10 % меньше обозначенной в индексе, хотя кратковременное превышение этого порога (например, при обгоне) вполне безопасно.

Как выбрать шины б/у?
Вторичный рынок резины достаточно богат. По Интернету, а также в шинных магазинах можно подобрать почти любую модель «поношенной» резины. Однако подходить к выбору и осмотру таких шин надо очень внимательно. По нормативам НИИШТ, шина должна «жить» пять лет, при этом резина отечественного производства редко дотягивает до этого рубежа. Импортная резина может служить и десять лет, кроме того, по западным стандартам, на каждой шине должна быть нанесена маркировка с датой изготовления. Индекс состоит из четырех цифр, обозначающих неделю и год производства. Если цифр три, то эта шина была выпущена в предыдущем десятилетии (1990-е годы) или даже раньше (1980-е).

Для того чтобы определить уровень износа шин, необходимо измерить протектор: предельная остаточная высота рисунка протектора должна быть не менее 1,6 мм для легковых автомобилей. Определить износ шипованной резины можно, естественно, по количеству шипов и по наличию на них ржавчины. При неправильном хранении шин, даже при условии сохранности протектора, покрышка может быть непригодной, так она может стареть, а резина существенно затвердевает.

 

Как сэкономить?
Как и в автопродажах, в шинном бизнесе есть неофициальные продавцы, у которых может оказаться «второсортный» товар. Это новая резина позапрошлогодних моделей, оставшаяся на складе. Если на ней нет специальных маркировок о наличии дефектов, то такая покупка может оказаться весьма удачной. Но только при условии тщательного осмотра шин и изучения их характеристик. Хуже, если попадется деформированная или рваная шина, чей дефект будет не так виден, так что риск при покупке у таких «серых» продавцов довольно велик. Еще один вариант экономии: не стоит покупать самую дорогую резину нового модельного года, если она усовершенствована по сравнению со старой преимущественно по индексу скорости и нагрузке. Зачем переплачивать за те характеристики, которые вашему автомобилю не соответствуют? Банальный способ экономии – это медленное вождение: чем меньше скорость и чем реже резкие маневры, тем дольше жизнь резины.

Как и где хранить сезонные шины?

Существуют и специальные условия правильного хранения шин: к примеру, если они надеты на диски, то колеса надо складывать стопкой, если же без дисков – то шины советуют подвешивать или ставить вертикально, прислонив к стене. Естественно, в идеале резина должна лежать в сухом месте, вдали от химии и всевозможных испарений, кроме того, шины каждые две недели нужно переворачивать, чтобы они равномерно отлеживались. Перед тем как оставить шины на длительное хранение, их необходимо тщательно промыть. Миссию по надзору за сезонными шинами можно возложить на специалистов. Расценки на подобную роскошь разнятся в зависимости от длительности хранения, размеров шин и варианта хранения: на дисках или без них. В итоге за четыре-шесть месяцев хранения резины на дисках, к примеру, 15-го радиуса придется выложить около 5000–6000 рублей, что вполне можно приравнять к стоимости комплекта резины.