КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕПсихологияРубрики

НЕ ПЕРЕГОРЕТЬ!

НЕ ПЕРЕГОРЕТЬ! Как найти баланс между работой и личной жизнью

Вы крутитесь как белка в колесе: очень много работаете и почти совсем не отдыхаете. И вот любимая работа уже не в радость… Да что там работа? Жизнь не мила! Как найти баланс между работой и личной жизнью, как избежать эмоционального выгорания? Попробуем разобраться.

Верные признаки

Синдром эмоционального выгорания – вещь коварная. Подступает он постепенно и в своем развитии проходит три стадии. Вначале вы начинаете ощущать, что все чувства и эмоции у вас притупились, а на душе пусто и муторно. Любимые блюда стали какие-то невкусные, и ничего не радует. Потом начинают раздражать коллеги и клиенты. И если на первых порах раздражение удается обуздать, то потом произойдет «взрыв», и жертвой станет человек, который ни в чем перед вами не провинился, а, возможно, наоборот, ждал помощи и участия. Вы сами не понимаете, почему вас все так раздражает. И, наконец, начинаете утрачивать профессиональные качества. Нет, по привычке у вас сохранится и респектабельность, и апломб, но вас выдадут пустой взгляд и полная безучастность, так называемое «ледяное сердце». При этом в таком состоянии само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. И лучше, конечно, всего этого вовремя избежать.

Граница на замке

Первый и самый очевидный совет: говорить о балансе между профессиональной и личной жизнью невозможно, если вы сами не знаете, где заканчивается одно и начинается второе. Что делать? Самый простой совет – пользуйтесь ритуалами. Например, придя домой, сразу же переодевайтесь в домашнюю одежду, а если работаете дома – выделите для работы специальное место. И тогда, пересев из компьютерного кресла на любимый диван, вы сразу почувствуете: пора отдыхать. Попробуйте найти то, что поможет вам с переходить с одного режима на другой. Это может быть любимый фильм или книга, прогулка во дворе, игра с любимым котиком. Если вы взяли работу на дом, то четко выделите время, когда будете ей заниматься, и старайтесь из графика не выходить. Остальное время принадлежит не работе, а вам.

Самое главное

Чтобы работа не мешала личной жизни и наоборот, первым делом нужно определить, что для вас важнее, и строить свой график в соответствии с этими приоритетами. Забрать ребенка из школы, вечером сходить на важные для вас занятия, отправиться на прием к врачу, на фитнес, на свидание, в конце концов. Работодатели тоже люди и, если сотрудник для них ценен, пойдут на уступки. Только обсудите все открыто и честно.

Научитесь отказывать

У каждого человека есть собственный предел возможностей. Не бойтесь признаться руководителю, если не можете справиться с потоком свалившихся на вас задач. Если будете молча пытаться «победить непобедимое», то в конечном итоге это негативно скажется на вашей продуктивности. Так что легче ситуацию предотвратить. И еще: научитесь говорить «нет». Когда вам предлагают сделать что-то, помимо ваших обязанностей, возьмите паузу, чтобы подумать. Если, поразмыслив и взвесив все, захотите согласиться, нет проблем, но если вас что-то смущает, говорите «нет» и не отступайте, как бы вас не уговаривали.

Отложите телефон

Смартфоны позволяют оставаться на связи круглосуточно, так что чаще всего люди продолжают решать деловые задачи, даже когда ушли из офиса. Электронная почта и мессенджеры могут доставлять неудобства: проверяя переписку с друзьями, человек волей-неволей читает и другие сообщения. В отличие от прочих форм коммуникации, здесь нет четких границ: рабочий е-мейл может прийти в любое время дня и ночи. Установите эти границы самостоятельно. Отключайте, например, уведомления на почте или в мессенджере, или включайте на смартфоне после определенного часа ночной режим. На выходные настраивайте автоответ. Конечно, случаются ситуации, когда не ответить нельзя, но они не должны превращаться в правило.

 

Работайте не дольше, а продуктивнее

Регулярные переработки сегодня становятся нормой в офисах, а работу в выходной многие воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Часто кажется, что если задержаться на работе, то можно больше успеть. Однако это самообман. На самом деле, чем дольше человек работаем, тем сильнее падает его продуктивность. Как ее повысить? Учитесь выстраивать приоритеты и выделяйте на решение каждой задачи строго определенное время. И не разбрасывайтесь по мелочам, пытаясь, как Юлия Цезарь, делать одновременно несколько дел. Выполняя ту или иную работу, старайтесь не отвлекаться на мессенджеры и почту. Уверяем, вы будете поражены, когда оцените, сколько времени съедает привычка раз в 15 минут проверять сообщения.

Не стремитесь к идеалу

Перфекционизм – враг саморазвития. Если со временем нагружать себя все новыми и новыми задачами и обязанностями, делать их безупречно станет сложно. Да и нужно ли это? Иногда полезно отпустить ситуацию и подготовить себя к тому, чтобы чем-то пожертвовать. Например, если после работы вы не в силах приготовить оригинальное блюдо на ужин, не корите себя. Просто? Но так вы убережете себя от выгорания. Запомните: не надо стремиться к безупречности. Достаточно стараться все делать хорошо.

 

Сверьте график

Сегодня для того, чтобы хорошо работать, не обязательно постоянно присутствовать в офисе: многие вопросы решаются по электронной почте, а совещание можно провести по скайпу (или через программы WhatsApp, Zoom). Так что, если вам продуктивнее работается вдали от офиса и шумных коллег, поговорите об этом со своим руководителем. Действительно, если рабочие дела вы можете закончить дома, после того как дети лягут спать, зачем стремиться выполнить их к концу рабочего дня? При этом если вы остановитесь на гибком графике или работе из дому, обязательно установите для себя ограничения (см. первый пункт), иначе рискуете «пахать» в прежнем режиме или даже больше, поскольку не сможете вовремя отключиться от процесса. И еще: устраиваясь на работу, обращайте внимание на установленный в компании график. Если все засиживаются доподна, а еще имеют вредную привычку выходить на службу в выходные и праздники, вы вряд ли окажетесь дома в заветные семь часов вечера.

Делегируйте задачи

Не надо стараться все делать самому, потому что «у вас лучше получится». Постарайтесь часть насущных рабочих или домашних проблем делегировать другим сотрудникам или домочадцам, а сами занимайтесь тем, что можете сделать только вы. Научитесь договариваться о разделении обязанностей. Так вы поможете окружающим освоить что-то новое, а сами немного разгрузитесь и сможете заняться другими делами или просто отдохнуть.

 

Прислушайтесь к себе

Только вам известно, сколько сил и времени вы вкладываете в текущие дела. Анализируйте свои ощущения и старайтесь работать в комфортном вам темпе. Можно и нужно обратить внимание на то, как быстро накапливается усталость от работы. Скрупулезно в течение нескольких недель проследите, сколько времени у вас уходит на служебные дела, причем не только в офисе, но и дома, когда вы, к примеру, размышляете о грядущих или текущих проектах, или отвечаете на рабочие письма и звонки после работы. Из-за этого тоже накапливается усталость. Если вы будете осознавать масштабы бедствия, вам будет гораздо легче контролировать свое состояние.

Шаг за шагом

Не думайте, что сможете мгновенно изменить свой образ жизни. Например, если решили уходить из офиса вовремя, не думайте, что это получится сразу и все пять рабочих дней подряд. Начните с одного дня, например с пятницы, а потом постарайтесь делать это почаще.