ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯ

Мари Лафоре: девушка с золотыми глазами

Возможно, вы никогда не видели эту певицу, но с один ее хитом точно знакомы – в течение нескольких десятилетий мелодия песни «Манчестер – Ливерпуль» сопровождала прогноз погоды в программе «Время». Майтена Мари Думенак, которая выступала под псевдонимом Мари Лафоре, навсегда покинула этот мир в начале ноября.

Выбор пути

Она родилась во французском городке Сулак-сюр-Мер в департаменте Жиронда и получила имя Мари в честь тети и матери. Второе имя, Майтена, баскского происхождения и означает «любимая»; оно широко распространено в Аквитании. Фамилия Думенак – каталонская, поскольку отец родом из деревни в Восточных Пиренеях.

Семья была богатая, благовоспитанная, жила в доме, построенном еще дедом Мари в 1888 году на берегу океана. Родители обращались друг к другу на «вы», мать переодевалась к ужину… Мари росла задумчивой и тихой девочкой. Был период, когда у нее проснулся интерес к религии, она даже собиралась постричься в монахини. Однако в юности одни желания часто сменяются другими. После войны семья переехала в Париж, и Мари отдали учиться в лицей Лафонтена. Там она почувствовала живой интерес к драматическому искусству, и это предопределило ее судьбу.

Звезда и ее роли

В 1959 году, в 20 лет, Лафоре победила на конкурсе юных дарований «Родилась звезда». Участвовать собиралась ее сестра Александра, но она заболела, и Мари решила подменить ее.

Через несколько лет, все с той же сестрой, Мари отправилась на прослушивание в театр, где ее заметил режиссер Рене Клеман, искавший героиню для своего нового фильма «На ярком солнце». Сыграв в этой картине вместе с Аленом Делоном, девушка проснулась знаменитой. Ее начали наперебой приглашать сниматься. Кстати, вспоминая эту работу, Мари рассказывала, что два главных исполнителя – Ален Делон и Морис Роне – вели себя высокомерно, общаясь с дилетанткой свысока. «Никакого изящества. Два придурка…», – так она отзывалась о легендах французского кино.

Она и сама становилось пусть не легендой, но настоящей звездой – вышла замуж за известного режиссера Жана-Габриэля Альбикокко, который снял ее в некоторых работах, включая картину «Девушка с золотыми глазами». После этого фильма Лафоре так и называли. Еще в 1960-е годы она сыграла Матильду де ла Моль в экранизации романа Стендаля «Красное и черное» (1961, реж. Пьер Кардинал), Мари-Шанталь в криминальном триллере Клода Шаброля «Мари-Шанталь против доктора Ха» (1965), Эфтикижю в картине Валерио Дзурлини «Они шли за солдатами» (1965), Анжели в ленте «Левиафан» (1962, реж. Леонард Кигель). И на этом бурный роман с кино перешел в вялотекущую стадию. Тем не менее в ее фильмографии более пятидесяти фильмов, в том числе телесериал Луиджи Перелли «Спрут-3». Мари играла в театре и дважды, в 1999 и 2008 году, за исполнение роли Марии Каллас в спектакле «Мастер-класс» была номинирована на престижную театральную премию «Мольер». Окруженная сиянием славы, она никогда не была тщеславна. «Я всегда рассматривала свою профессию как греховное занятие и одновременно наказание с целью искупления», – говорила она.

Музыка и не только

Петь Мари начала случайно. После продолжительной болезни в 1964 году ей был прописан курс музыкальной терапии, в ходе которой девушка должна была напевать простые жизнеутверждающие фолк-песни, подыгрывая себе на гитаре. Первая же записанная ею песня стала хитом: особая манера исполнения, простая и искренняя, была так не похожа на захватившую французскую эстраду энергичные танцевальные ритмы.

В России Лафоре–певица была известна, к сожалению, лишь по своей знаменитой песне «Манчестер и Ливерпуль» в интерпретации оркестра Поля Мориа.

Всего было сделано несколько сотен записей нежного, мелодичного голоса Мари. К сожалению, значительная их часть ушла в архив. Однако не только кино и музыка занимали Лафоре. Некоторое время она руководила художественной галереей в Женеве, посещала курсы аукционных оценщиков, попробовала себя в журналистике, написала роман и автобиографическую книгу.

Мужья и дети

В личной жизни Мари была натурой непостоянной, или ей просто не везло. «Меня всегда считали роковой женщиной, пожирательницей мужчин. В действительности же у меня было гораздо меньше любовников, чем у какой-нибудь семнадцатилетней девчонки, которая не сидит вечерами дома», – считала она. Все любовники становились ее мужьями, которым она была верна. Когда влюблялась снова, просто уходила.

Режиссер Жан-Габриэль Альбикокко, коллекционер произведений искусства Пьер Корнетт, бизнесмен Жюдас Азуэлос, бизнесмен и коллекционер Алан Кан-Срибер, хирург Пьер Мейер… Когда Мари в 1990 году в шестой раз вышла замуж за биржевого маклера, Эрика де Лавандейру, с которым переехала в Швейцарию, то признавалась: «С ним я впервые обрела душевное равновесие и стала счастливой». Увы, и этот брак продлился только четыре года.

Детей у актрисы было трое. В вопросах воспитания она не миндальничала: детей готовила к жизни, «как беговых лошадей», прививая им вкус к хорошо выполненной работе и стремление к преодолению трудностей. Плоды воспитания оказались успешными. Ее дочь Лиза Азуэлос (р. 1965) – актриса и режиссер, это она сняла фильм «Лол» (2008); сын Мехди Азуэлос (р. 1967) занимается гостиничным бизнесом; дочь Дебора Кан-Срибер (р. 1982) работает в издательском бизнесе.

…На досуге Мари вышивала подушки для любимого маленького дивана и готовила вкусные лакомства, ведь в любой момент в гости мог заехать кто-то из детей… Она умерла 2 ноября 2019 года в Швейцарии, отметив в октябре свой 80-лет.ний юбилей.