КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕПсихология

Клиповое мышление: за или против?

екст: Татьяна Камендровская

Только представьте себе: при помощи цифровых технологий за пять лет производится контента больше, чем за всю историю человечества до XXI века! Чтобы осваивать огромные объемы информации, необходимо увеличивать скорость ее восприятия и обработки. Как же человеку удается справляться с этой задачей?

Мир как лоскутное одеяло 

 

Сегодня информация через электронные устройства непрерывно льется в наше пространство – 24 часа в сутки. Это поток быстро сменяющих друг друга материалов, не связанных между собой смыслом: лента новостей, музыкальные клипы, фотографии в «Инстаграме», посты в соцсетях, сериалы, клики по ссылкам, рекламные ролики, цепляющие заголовки, банеры, бегущие строки, всплывающие окна, чаты, СМС, –  настоящий информационный хаос. Пестрая картина виртуального мира мелькает перед человеком на экране, как клип. Именно поэтому американский социолог и философ Элвин Тоффлер назвал новое медиапространство клиповой культурой, имея ввиду смысл слова clip, то есть «отрывок» или «фрагмент». А способ восприятия медиапродукции он определил как клиповое мышление.

Формат коротких сообщений создает клиповое восприятие реальности. У современных психологов два взгляда на этот феномен. Одни полагают, что это регресс и признак раздробленности сознания, что плохо. Другие считают это адаптацией мозга к новой технологической реальности, что позволяет человеку становиться эффективным и успешным, и это хорошо.

 Понятийщики и клиповики

В соответствии с типом мышления современное общество поделилось на понятийщиков и клиповиков. Кто они? Представители этих категорий отличаются друг от друга способом восприятия информации. Понятийщики «грызут гранит науки», стараясь докопаться до сути, а клиповики скачут по верхам, не углубляясь в суть прочитанного, просмотренного. Первые тратят на усвоение материала столько времени, сколько потребуется, вторым важно охватить за единицу времени как можно больше информации. Почему так? Те, которые «грызут гранит», обладают понятийным, критическо-аналитическим мышлением, для них понять – это главное. Ну а те, которые скачут по верхам, имеют раздробленное клиповое сознание и понять суть не стремятся. В настоящих условиях клиповое мышление вытесняет понятийное. Почему? Потому что в новых условиях клипово мыслить легче. И по этой причине людей с клиповым сознанием становится с каждым годом все больше.

Стать элитой

Как мыслят люди, добившиеся в жизни больших результатов? Кто занимает высокие посты в политике, экономике, науке? Это гармоничные личности, обладающие одновременно двумя типами мышления. Иными словам, это понятийщики, способные в критических ситуациях проявлять качества клиповиков. Воспитание гармоничной личности начинается с детства, а продолжается в «правильной» школе классического типа.

Уместно вспомнить про элитарные школы для детей состоятельных родителей и владельцев компьютерных компаний в Силиконовой долине. Все они организованы по классическому типу, то есть в учебном процессе не применяются цифровые технологии. Вообще! В классах нет компьютеров, запрещены гаджеты. Дети сидят за деревянными партами, пишут на доске цветными мелками, как в старые добрые времена. Пользуются ручками и тетрадками. Читают книги и бумажные энциклопедии. В числе обязательных предметов – рисование, музыка, физкультура, рукоделие. Вяжут все – и девочки, и мальчики, потому что вязание помогает структурировать информацию, улучшает координацию, развивает способность решать сложные задачи. Сторонники школ без цифровых технологий убеждены, что компьютеры подавляют творческое мышление. А IT-технологии дети легко освоят, когда это действительно будет нужно, и только для дела.

Для гармоничного развития важно заниматься тем, что формирует аналитическо-логическое мышление, читать серьезные статьи. Не зависать в Интернете, а отдавать предпочтение книгам, прежде всего классическим. Обязательно слушать классическую музыку. Конечно, научиться совмещать в себе понятийное и клиповое мышление непросто, но если приложить усилия, то возможно.

Дети новой эпохи

 Большинству современных детей свойственно клиповое мышление. Они вполне соответствуют стандартам нового времени: с невероятной скоростью обрабатывают информацию, мгновенно реагируют на события и быстро принимают решения, при этом не умеют долго концентрироваться на одной теме. Они очень мало читают книг. Общаются друг с другом все больше с помощью гаджетов. Смотрят на мир через экран телевизора или компьютера. Мир ребенка сжался на 90 %, до размера монитора. А ведь мозг формируется, только когда есть внешние стимулы, и чем их больше, тем лучше для мозга. Вот почему очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально. Если не изменить ситуацию, то в будущем человек полностью заменит реальный мир на виртуальный. И будет этим доволен.

С одной стороны, клиповое мышление спасает мозг от информационных перегрузок, но вместе с этим ребенок теряет важные навыки: память, внимание, критическое мышление. Школьники и студенты стали гораздо хуже понимать и запоминать учебный материал, они не способны дослушивать учителей до конца. Им сложно читать книги, писать сочинения, они с трудом пересказывают страницу текста, потому что не понимают, как выстраивать повествовательную структуру.

Мышление ребенка формируется под воздействием информации, которую он потребляет. И ответственны за это, прежде всего, родители. Электронная книга никогда не станет достойной альтернативой книге печатной. Самый навороченный гаджет никогда не заменит ребенку живого общения. Важно иметь в виду, что отсутствие критического восприятия делает мозг открытым для различных манипуляций. Общество потребления с клиповым мышлением – это легко внушаемое общество, которым очень просто управлять при помощи специальных технологий через клиповое медиапространство.

P. S.

Информационный поток каждый год увеличивается примерно на 30 % и уже измеряется зеттабайтами. 1 зеттабайт – это сколько? Кто-то подсчитал, что видеоконтент объемом 1 зеттабайт можно смотреть без перерыва 63 мил­ли­о­на лет… Похоже, нас ждет информационный потоп. И чтобы не утонуть в нем, нужно быть человеком, независимым от клиповой культуры.