КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕПсихология

Вы такой милый…

Искусство комплимента

С помощью слов можно добиться очень многого. Важно знать, как ими пользоваться. Вовремя прозвучавший комплимент может разрядить обстановку, переломить напряженную ситуацию и даже повлиять на личную жизнь и карьеру. Неудивительно, что искусство делать комплименты давно уже стало неотъемлемой частью бизнес-культуры. Как же освоить науку правильно говорить и принимать комплименты?

Три плюса

Начнем с того, что комплимент сам по себе, какой бы он ни был точный, изящный или цветистый, не имеет никакой силы. Важна интонация. Она может быть любой, но никогда – ироничной. Комплимент сработает, только если вы искренне расположены к человеку.
Еще в начале ХХ века Дейл Карнеги вывел «правило трех плюсов», которые помогают установить контакт с любым человеком без особых усилий. Это улыбка, имя, комплимент.

От улыбки, если верить известной детской песенке, всем становится светлее. Вместо того чтобы демонстрировать неприступное лицо, просто тепло улыбнитесь человеку при знакомстве или во время трудных переговоров – и он увидит в вас уже не просто специалиста, а еще и приятного в общении человека. И переговоры покажутся не такими уж трудными.

Следующий плюс – имя. Обязательно запомните имя собеседника и не стесняйтесь повторять его в разговоре. Поверьте, на свете мало слов, которые звучат для человека слаще его собственного имени.

И наконец, комплимент. Казалось бы, чего проще сказать: «Ты сегодня отлично выглядишь» или «Ты прекрасно справился с заданием». На деле же многие испытывают неловкость перед тем, как произнести подобные слова, или вообще не знают, что сказать. Но научиться говорить людям комплименты возможно!

На что способен комплимент

Умение говорить комплименты дамам, кавалерам, королям решало судьбы не только отдельных людей, но и целых стран. Комплимент может вызвать симпатию, укрепить репутацию, повысить социальный статус, повлиять на какую-либо ситуацию.

Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда кто-то отмечал ваши достоинства и успехи? Случалось ли вам менять отношение к человеку, услышав от него приятные слова в свой адрес? Согласитесь, сохранять объективность в этом случае не всегда легко. К тому, кто сумел разглядеть и деликатно отметить исключительные личные качества (умение глубоко и тонко чувствовать, нестандартно мыслить, элегантно одеваться), человек начинает испытывать расположение. Нужно тренироваться, чтобы стать тем, кто способен делать комплименты открыто, уверенно, сохраняя чувство независимости и избегая намека на лесть. Но дело того стоит.

Учимся говорить и принимать комплименты

Главный враг в обучении искусству комплимента – робость. Причины этого могут быть разные. Один постоянно думает о том, как будет выглядеть со стороны и что о нем подумают. Когда все внимание направлено на самого себя, выискивать достоинства других попросту недосуг. Другой однажды попытался сказать что-то хорошее коллеге, но слова до адресата не дошли, и осталось чувство неловкости. Третий боится произнести банальность, а как изъясняться иначе – не знает.

Делать что-то впервые бывает страшно. Лучше всего не заострять на этом слишком много внимания. А чтобы скрыть отсутствие опыта, отнеситесь к своему первому комплименту как к обычному приветствию.

Здороваясь, вы же смотрите в глаза? Вот и приятные слова произносите так же: не отводя взгляд, не переминая свою одежду. Говорите смело и четко, без долгих вступлений и глубоких выводов. Помните: это ни к чему вас не обязывает, вы просто дарите хорошие эмоции другим людям! Если ваш комплимент прозвучит сомнительно, люди могут отреагировать резко или не ответить вообще. Поэтому важно, чтобы ваши слова не звучали спорно.

Как ни странно, многие не умеют принимать комплименты. Кто-то предпочитает делать вид, что не расслышал, кто-то весьма убедительно отнекивается. Так как же реагировать на комплимент? Очень просто: посмотрите собеседнику в глаза, улыбнитесь и поблагодарите. Даже если вам кажется, что он не очень искренен, не стоит протестовать: это поставит в глупое положение и вас, и его. Ни в коем случае не отвечайте комплиментом на комплимент. Во-первых, он будет выглядеть неискренним. А во-вторых, этим вы как будто отнимаете у человека право сделать вам приятно.

Комплименты бывают разные…

Самый простой комплимент – так называемый прямой. Внимательно посмотрите на человека и отметьте то, что вам больше всего и искренне в нем нравится. «Какой у вас сегодня свежий, лучистый взгляд!» и «Отличный шарф!» – это прямые комплименты.

Есть комплименты скрытые. Предположим, вы вместе закончили работу над сложным проектом. Согласитесь, это заслуга общая. Если вы скажете как бы для всех: «Какие мы молодцы! Как быстро справились!», то и себя похвалить не забудете, и своим колегам подарите приятные слова. Скрытым комплиментом будет и такое обращение: «Слушай, мне здесь без тебя не разобраться…»

Комплимент может быть с юмором. Например: «Бессовестная! Как ты прекрасно выглядишь!» или «Как тебе не стыдно? Мы только разобрались, что к чему, а ты уже все правильно сделал!» Впрочем, нужно быть осторожным, ведь юмор – вещь субъективная.

Если вы не знаете, как собеседник воспримет комплимент, то лучше всего высказаться не о нем, а о своих чувствах к нему: «С вами так спокойно», «С тобой кажется, что сможешь все!»

К косвенным относятся комплименты офису, бизнесу, команде: «Какой замечательный светлый офис! Да еще в центре!» и «Как вам удалось собрать такую отличную команду?»

Основой для комплимента может стать даже недостаток. Труса можно назвать опытным и осторожным, болтуна – красноречивым, хама – рубахой-парнем… Если человека за эти недостатки всегда ругали, вы таким образом его похвалите.

Самый эффективный комплимент – это комплимент на фоне антикомплимента себе, когда, возвышая другого, человек дополнительно обращает внимание на свой неуспех. Например: «О, я очарована тем, как вы внимательно слушаете! Мне редко удается так сосредоточиться…» или «Как вы пунктуальны! А меня всегда что-нибудь да задержит…»

Portrait of a smiling businessman giving thumbs up

Золотые правила

Четких методик овладения искусством комплимента нет. Да они и не особенно нужны. Несколько простых правил плюс искреннее желание доставить человеку радость – и

считайте, комплимент удался.

Комплимент должен быть адресным, эксклюзивным. Не говорите одни и те же слова всем.

Будьте искренни. Очень просто говорить приятные слова человеку, к которому испытываешь симпатию. Но в жизни бывает всякое: иногда комплимент приходится говорить и тем, кто вам не мил. В этом случае отметьте какую-нибудь безусловно удачную деталь: хороший костюм, убедительную речь, вкусный ужин. Будьте вежливы, открыты, говорите то, что видите, – это поможет расположить к себе любого.

Не льстите! Есть большая разница между комплиментом и лестью, и ее чувствует большинство людей. Помните, что лесть равна лжи, а откровенная ложь вызывает негативные эмоции. Конечно, комплименты могут приукрашивать истину, но никогда не должны противоречить ей. Иначе вы прослывете подхалимом, и лишитесь доверия.

Будьте лаконичны. Хороший комплимент краток. Это не поздравительная речь и не панегирик, комплимент может состоять из пары коротких фраз, не больше.

Говорите то, что от вас хотят услышать. Людям необходимо одобрение окружающих – дайте им возможность наслаждаться собственным успехом! Беседуя с человеком, вдохновленным новым проектом, не скупитесь на приятные слова. Поверьте, они не бывают лишними.

Не усложняйте. Не заставляйте собеседника искать в ваших словах подтекст. Комплимент – не место для зашифрованных посланий и двусмысленностей.

Не забывайте о мужчинах. Если для женщин комплименты – это само собой разумеющееся, то для мужчин похвала – руководство к действию. Если вам хочется сказать приятное мужчине – не сдерживайте себя.

Не будьте навязчивыми. Не ждите от людей ответа, особенно если ваши слова для них неожиданны. Не прижимайте человека к стенке, дабы монотонно перечислить его достоинства. Комплименты следует делать легко и грациозно или не делать их вообще.