ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯ

Все без ума от Мэрил

Она многогранна и многолика. Она без преувеличения лучшая актриса нашего времени. Троекратная обладательница премий «Оскар» и «Спутник», двукратный лауреат премий BAFTA, Гильдии киноактеров США и «Эмми», восьмикратная обладательница премии «Золотой глобус» и владелица именной звезды на голливудской «Аллее славы», призер двух крупнейших кинофестивалей мира – Каннского и Берлинского, Мэрил Луиз Стрип через месяц отметит 70-летний юбилей. «Философия отдыха» с удовольствием делится с читателями некоторыми интересными фактами из жизни актрисы.


В начале

Мэрил Стрип родилась 22 июня 1949 года в городке Саммит (штат Нью-Джерси). Ее отец Гарри Стрип работал управляющим в фармацевтической компании, а мать Мери была художницей. Актриса утверждала, что ее появление на свет – результат случайности: Гарри Стрип не хотел детей. Тем не менее у Мэрил вскоре появилось еще два брата, Гарри-младший и Дэн, и матери пришлось оставить работу. Позже Мэрил говорила: «Если я кому-то и хотела в своей жизни подражать, так это маме. Она всегда была в отличном настроении, у нее было прекрасное чувство юмора и море энергии».
А еще мама прекрасно пела – и дочь унаследовала голос от матери. Несколько лет Мэрил всерьез думала об оперной сцене, трезво расценив, что для оперы внешность не главное. Да-да, Мэрил была настоящим гадким утенком – с длинным носом, тяжелым подбородком и неправильным прикусом. А еще она носила очки. Впоследствии Мэрил вспоминала: «Мама отвозила меня в школу, вручала очки учительнице и говорила: «Следите, чтобы не снимала!» Но разве может девочка-очкарик рассчитывать на что-нибудь, кроме хороших оценок? Это уже потом я обнаружила чудодейственное средство – перекись водорода, стала длиннокудрой блондинкой и тут же превратилась в местную красотку. Меня даже выбрали старостой чирлидеров!»
С оперой ничего не получилось, и Мэрил отправилась после школы в Вассар – престижный колледж для умных девочек. Нельзя сказать, чтобы Мэрил была самой одаренной ученицей Вассара: точные науки она не понимала и не любила. Но поскольку мама научила ее все делать хорошо, вскоре она преуспела даже в математике. Однако лучше всего ей давался французский язык: «Я совершенно не знала грамматики, но, как человек музыкальный, хватала язык на слух и умела прекрасно на нем болтать. И хотела стать переводчицей. Мама как-то взяла меня на экскурсию в Нью-Йорк, в Генеральную ассамблею ООН, и мне дали посидеть в «будке» синхронистов. В нашем маленьком городке в Нью-Джерси не было даже чернокожих. А тут я увидела африканцев с необычными прическами, индусов в чалмах и других «экзотических» людей. Они казались мне такими интересными! Я стала грезить работой в “будке”».

Кадр из фильма «Выбор Софи»

Актриса от природы

О театре, даже студенческом, она не мечтала. Предложение преподавателя основ драматического искусства Клинтона Аткинсона выступить на вечере с монологом Бланш Дюбуа из пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”» было формальным – все студенты пробовали себя на сцене. «Никто не ожидал, что Мэрил исполнит монолог находящейся на грани нервного срыва женщины так, что в зале ни у одного человека не осталось сомнений в том, что перед нами состоявшаяся актриса, – вспоминал Аткинсон. – Невозможно было поверить, что эта девочка никогда не училась актерскому мастерству и что все, что она показывала на сцене, – от природы».
В одном из студенческих спектаклей Мэрил заметил Роберт Брустейн, декан факультета Йельского университета и директор Йельского репертуарного театра. Он пригласил девушку на прослушивание, попросил ее прочесть с листа отрывок из «Венецианского купца», через десять минут принял ее в свой театр и рекомендовал для поступления в престижный Йель на факультет драматических искусств. Более того: по настоянию Брустейна ей предложили полную стипендию. В университете Мэрил, как и положено будущему магистру изящных искусств, утром слушала лекции, днем таскала подносы с грязной посудой в одной из местных забегаловок, а по вечерам репетировала. К окончанию университета в 1975 году она сыграла уже более сорока главных ролей. Студентку, заслужившую рецензии даже в «Нью-Йорк Таймсе», не могли не взять в нью-йоркский театр Джозефа Паппа. После того как через год Мэрил номинировали на престижную театральную премию «Тони», ее не могли не пригласить в кино.

Мерил Стрип и Джон Казале

Роман с кино

Вначале был неудачный кастинг на фильм «Кинг-Конг». Продюсировавшему проект Дино Де Лаурентису актриса не понравилась, в разговоре с коллегами он назвал ее «жабой» (по-итальянски), но Стрип поняла, о чем речь, и ответила на том же языке: «Мне очень жаль, что я вас разочаровала». Продюсер был смущен, но роль досталась Джессике Лэнг. А потом был дебют Мэрил в фильме «Джулия», который остался публикой и критиками незамеченным, хотя лента принесла целый букет «Оскаров» исполнителям главных ролей: Джейн Фонде, Ванессе Редгрейв, Максимилиану Шеллу.

Она не опустила руки и попробовала снова. И был «Охотник на оленей», и первая номинация на «Оскар». И – успех, успех, и новые номинации, и премии… Коллеги считают ее перфекционисткой. Кажется, в кадре она может все. Работая над ролью польской девушки в «Выборе Софи», Мэрил выучила польский язык. Для роли преподавательницы музыки в фильме «Музыка сердца» она в течение восьми месяцев училась играть на скрипке, занимаясь по шесть часов в день. Роль в фильме «Бурная река», в котором Стрип играла инструктора по рафтингу, чуть не стоила ей жизни. В одной из сцен заменить актрису каскадером было невозможно, и Мэрил воевала со стихией из последних сил. Тем не менее режиссер Кертис Хансон, оказавшийся таким же перфекционистом, как и Стрип, потребовал переснять сцену. Мэрил смыло за борт. Когда ее спасли, она, открыв глаза, спокойно сказала побелевшему от ужаса режиссеру: «Видите ли, когда я говорю, что уже больше не могу, это значит, я действительно больше не могу»…

И в жизни

Первый роман Мэрил завершился печально: ее жених Джон Казале умер от рака совсем молодым. Он тоже был актером – очень талантливым, способным на невероятно глубокую игру. Сыграл роль Фредо Корлеоне в «Крестном отце», а в картине «Охотник на оленей», открывшем актрисе путь в большое кино, уже смертельно больной Джон был партнером Мэрил. Она оставалась рядом с ним до последнего дня.

Трагедия произошла в 1978 году – и, совершенно опустошенная, Мэрил отправилась в Нью-Йорк. Там уже жил ее брат, а поскольку Стрип негде было остановиться в чужом городе, он предложил ей временно занять квартиру его друга-художника, уехавшего в Европу. Другом оказался скульптор Дон Гаммер. Он собирался пробыть в Европе долго, но вернулся в Нью-Йорк раньше намеченного и застал в своем жилище незнакомую девушку. Дон уговорил Мэрил остаться пожить у него еще, выделив ей уголок в своей студии. История закончилась бурным романом, и через полгода Дон стал мужем Мэрил.

Вместе они уже больше сорока лет, Когда Мэрил спрашивают, как ей удается сохранять брак, она без колебаний отвечает: «Доброй волей и готовностью к согласию. Ну, еще важно уметь вовремя заткнуться. Я не могу предложить универсальную схему сохранения семейного мира. Я только знаю, что жизнь в семье – это всегда переговоры, на самых разных уровнях. Это труд, но я умею трудиться. Я люблю и свою работу в кино, но никогда не пожертвую одним ради другого. На самом деле это просто, надо всего лишь хотеть совмещать две работы».

В браке с Доном Гаммером актриса родила четверых детей: сына Генри и дочерей Мэри, Грейс и Луизу. Мэри и Грейс стали актрисами, Луиза пробует себя в модельном бизнесе, а сын – музыкант, выступает под псевдонимом Генри Вульф.

О мода, мода

Стрип говорит, что никогда не делала ставку на внешность: «Для актрисы забота о том, как она выглядит, – ловушка. Я же стараюсь всегда блефовать, играть так, чтобы было непонятно, красавица ты или дурнушка». Несмотря на то, что актриса очень достоверно перевоплотилась в редактора глянцевого журнала (лента «Дьявол носит Prada»), сама она отнюдь не гонится за модными вещами, да и вечеринки презирает. Актриса уверена, что дорогая одежда – это бесполезная трата денег. При этом она всегда бесподобно выглядит, выбирая элегантные платья для красных дорожек. Более того, Стрип утверждает, что никогда не следует моде и совершенно ничего не понимает в тенденциях. Что касается экранных персонажей, то для костюмеров, по словам Стрип, она является настоящей занозой, потому что очень щепетильно относится к образам, которые воплощает в кино.

Девушка с обложки

Прототипом Миранды, героини Мэрил в фильме «Дьявол носит Prada», была Анна Винтур, бессменный редактор Vogue US. При этом не так давно Стрип довелось украсить обложку этого престижного издания: в 2012-м году оскароносице посвятили статью «Сила природы». Со свойственным ей чувством юмора звезда сказала, что стала самой старой «девушкой с обложки».

Когда настроение оставляет желать лучшего, Мэрил перелистывает страницы любимых книг. Из русских авторов предпочитает Чехова – ей кажется, что он видел хорошее даже в безнадежных ситуациях. Другой весьма интересный факт: Мэрил Стрип приводит в порядок мысли с помощью… каноэ. «Когда меня тяготит серьезная проблема, я плыву на каноэ к центру озера, – рассказывает актериса. – Еще Воннегут говорил, что на воде разглаживаются «морщины» в мозгу».