ИнтервьюРАЗВЛЕЧЕНИЯРубрики

Александр Букреев и Татьяна Данильянц: «Многие фильмы фестиваля будут любимы зрителями еще долгие годы»

С 3 по 13 декабря под патронажем Посольства Италии в России и Генерального Консульства Италии в Санкт-Петербурге пройдет VII Российско-итальянский кинофестиваль RIFF.   Откроется он премьерой комедии «Итальянские каникулы». Почему в программе киносмотра так много комедий, что обещает стать классикой жанра, каково сегодня состояние мирового кинематографа – на эти и некоторые другие вопросы журналу «Философии отдыха» – информационному спонсору киносмотра – ответили организатор RIFF Александр Букреев и председатель жюри, режиссер Татьяна Данильянц.

Председатель жюри, режиссер Татьяна Данильянц

Организатор RIFF Александр Букреев

 

За что вы любите итальянское кино? Что в нем есть, на ваш взгляд, такого, чего нет ни в одном кинематографе мира?

Татьяна: Я люблю итальянское кино за витальность, оптимизм и поэтичность, глубокое понимание природы человека, как его бытовых потребностей и слабостей, так и способности к высокому.  К подвигу, например.  По-моему, сегодня это самый гуманистический и поэтичный кинематограф мира.

Почему в программе так много места уделено комедиям? Чтобы сгладить жизненный негатив последних месяцев, или все же комедии – лучшее, что сегодня делают итальянцы?

Александр: Итальянская комедия — это особый жанр. Он даже имеет свое название «комедия по-итальянски». Наверное, такого нет ни у кого, когда, смеясь, начинают рассказывать о серьезных проблемах, поднимать те или иные важные жизненные вопросы. И диапазон этого жанра поистине широк: от лирической комедии и мелодрамы до едкой сатиры, бичующей социальные пороки общества. Это не только развлекательный жанр, но и достаточно серьезный диалог со зрителем.

Татьяна: Жанр комедии был разработан древними греками и римлянами еще в античные времена, а потом получил развитие в Италии, проявившись, например, в комедии дель-арте. В более позднее время, уже в

XVIII веке, жанр явил себя в творчестве двух ярких венецианских комедиографов, Карло Гольдони и Карло Гоцци. Так что итальянцы в комедии «собаку съели».

“Колдунья приходит ночью”

 

Как думаете, что из того, что будет показано на фестивале, сможет стать классикой жанра?

Александр: Судьба картины зачастую уникальна и непредсказуема. Например, фильм Марио Моничелли «Мои друзья» фактически провалился в прокате, на него никто не ходил. И только с третьей недели люди раскусили фильм, и начались аншлаги. Так что время покажет, но с уверенностью можно сказать, что многие фильмы фестиваля будут любимы зрителями еще долгие годы.

“Рафаэль. Добрый гений”

 

Как подбиралась документальная программа фестиваля?

Александр: Как показал опыт, наши зрители очень любят фильмы, посвященные искусству, городам и природе Италии. Такие фильмы у нас в программе есть. Это «Искусство киноплаката: человек, который рисовал кино». Полтора часа визуального удовольствия: зрители отправятся в путешествие по миру Ренато Казаро, одного из главных ныне живущих иллюстраторов. Он создавал плакаты к фильмам Серджо Леоне, Бернардо Бертолуччи, Франко Дзеффирелли, Райнера Вернера Фасбиндера и других мэтров мирового кино. Мы покажем фильм, посвященный Рафаэлю – «Рафаэль. Добрый гений». Тут и рассказ о великом художнике, и вдохновляющее путешествие по Италии Рафаэля: от Перуджи, где он был учеником великого Перуджино, до Флоренции, где он общался с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Мы побываем в Палаццо Корсини, а потомки заказчиков, с которыми работал Рафаэль, откроют для нас двери своих дворцов. Далее — Рим, где по заказу Папы Рафаэль создал грандиозные Станцы в Ватикане. Изучим и не столь известные его шедевры — например, роспись в церкви Сант-Элиджо-дельи-Орефичи и росписи фасада Палаццо Спада. Путешествие продолжится в Санкт-Петербурге, где в Эрмитаже хранятся несколько шедевров «принца искусств» из Урбино.

“Король в законе”

 

Почему к 100-летию Феллини вы решили показать на фестивале его первый и последний фильмы? Конечно, это символично, но ведь между ними была целая жизнь и истинные шедевры, которые были бы куда интереснее зрителю…

Александр: Так получилось, что именно те фильмы, которые между ними, очень хорошо знакомы нашему зрителю. Это и «Амаркорд», и «Сладкая жизнь», и «8 с половиной», а вот другие шедевры мастера в российском прокате не были. Например, «Маменькины сынки» и, конечно же, последний фильм «Голос Луны». Это фактически завещание мастера. И если «Амаркорд» –  это воспоминание о детстве, то «Голос Луны» – это воспоминание о прожитом и размышление, а что нас ждет там, за последней чертой. И мы очень рады, что сможем показать нашим зрителям такой глубокий фильм в отличном качестве на большом экране.

“Маменькины сынки”

 

Есть ли, на ваш взгляд, сегодня новые имена, которые смогут в наше время составить конкуренцию славе и таланту великого маэстро?

Татьяна: Это, безусловно, Паоло Соррентино, прямой наследник «золотого века» итальянского кинематографа. Он настоящий киногений; не только выдающийся художник, но и мыслитель.

Александр: Сложно составить конкуренцию маэстро тем людям, которые учатся делать кино на его произведениях. Ученикам всегда тяжело было превзойти учителя. Если мы посмотрим на фильмы Феллини, то увидим какую-то фантастическую концентрацию действий, красок, событий на единицу экранного времени. Но потенциал огромен все равно. Особенно это видно по сборникам короткометражек «Истории нашей жизни». Зрители их очень любят, и мы стараемся постоянно привозить на фестиваль такой жанр. Там без преувеличения есть настоящие шедевры.

“Самое первое Рождество”

 

А какое кино любите смотреть вы? Жанры, режиссеры, страны?

Татьяна: Жанры – самые разные. Сейчас пересматриваю фильмы об агенте 007, идет хорошо. Люблю пересматривать фильмы «столпов» арт-хауса:

Вима Вендерса, например. Смотрю очень много документального кино.

Думаю, что именно документалистика дает нам возможность разобраться, в каком мире и времени мы сейчас живем.

Какие из своих сценариев считаете наиболее удачными и какие фильмы, поставленные по ним, стали самыми кассовыми?

Татьяна: Последние лет пятнадцать я снимаю документальное кино, сценарии к ним создаю сама.  Два фильма, посвященные венецианцам сегодня, «Сад, который скрыт» и «Венеция на плаву», были много раз показаны по телевизору, у них был высокий рейтинг. Последний мой фильм – «Шесть музыкантов на фоне города» рассказывает о Ереване глазами известнейших армянских музыкантов. По результатам профессиональной аналитики, он попал в топ-десять российских фильмов, показанных в кинотеатральном прокате в России в 2017 году.

“Лучшие годы”

 

Как оцениваете сегодняшнее состояние кинематографии в мире? Чего не хватает современному кино?

Татьяна: Я думаю, что кинематограф находится сейчас на пике своего развития, технологического, в первую очередь.  Он регулярно пополняется новыми жанрами и форматами. Возникли веб-сериалы, формат, который еще несколько лет назад мы не могли себе представить.  Развивается VR и AR-кино. Это тоже очень интересно, такой своеобразный киноаттракцион.  Иногда мне кажется, что кинематограф местами теряет свою глубину, одно из основных своих предназначений –  напоминать человеку о человечности. Но итальянскому кинематографу это точно не грозит.

“Один из нас”

 

Александр: У нас на фестивале был режиссер Давид Гриеко, ученик Дзеффирелли и Пазолини. Он сказал замечательную вещь: «Кино – очень молодое искусство, и нынешняя цифровая эпоха дает огромнейший инструментарий для творчества. Нужно только его освоить». И это действительно так. Поэтому хочется пожелать современному кино пластичности ума, чтобы увидеть, освоить этот инструментарий и открыть новые возможности. Именно то, что и делали великие режиссеры прошлого.