У группы «Пикник» – старожила российской эстрады – собственный оригинальный стиль с широким использованием клавишных, симфонических, а зачастую и экзотических народных инструментов. Сценические шоу группы собирают полные залы поклонников. Вот и на новую программу «Левитация» раскуплены уже почти все билеты. Накануне премьеры бессменный лидер «Пикника» Эдмунд Шклярский дал «Философии отдыха» эксклюзивное интервью.
Эдмунд Мечиславович, в чем, по вашему мнению, секрет долголетия группы? Как она появилась, как развивалась, к чему пришла сегодня?
Однако и вопрос вы задали… Андрей Бурлака (писатель и знаток питерской рок-музыки) на такой вопрос отвечает 200-страничной книгой! Секрет мы сами не знаем. Могу только наметить некоторые составляющие, которые нам помогли не сгинуть в пучине времен: мы не дергались в смутные времена (1990-е и т. д.), делали свое дело и ждали, когда выглянет солнце, и мы сможем снова вернуться на свою музыкальную колею… Кроме того, мы выработали уникальный музыкально-сценический стиль.
Чем отличается «Пикник» в начале – и современный, спустя почти четыре десятилетия? Какие главные метаморфозы произошли с группой за это время (за исключением смены состава) и как изменился подход к творчеству?
Подход, в принципе, не изменился. Изменились, скорее, технологии, которые мы теперь осваиваем. Теперь не все надо делать самим, что-то можно поручить умельцам (имеются в виду как специфические музыкальные инструменты, так и фрагменты декораций). А музыка как была, так и остается музыкой…
Когда вы, по собственным ощущениям, были лучше, креативнее – тогда или сейчас?
Креативнее всего было в 1960-х годах, когда в мире, как грибы после дождя, появлялись группы. Но я учился тогда еще в начальной школе и только наблюдал за происходящим…
Студийная работы или живые концерты? Что для вас предпочтительнее?
Это совершенно разные истории. Мне нравится гастролировать. А запись – это скорее процесс необходимый: песни появляются и их надо фиксировать.
Сложно постоянно что-то придумывать, быть не такими, как все, или это просто привычный уже способ существования музыкального коллектива?
Придумывать всё сложнее, но ничего не поделаешь – мы сами выбрали такой способ существования!
Тяжелые времена группе пришлось пережить в 1984 году, когда вы вышли из Ленинградского рок-клуба. Как удалось остаться на плаву?
Чего же в них было тяжелого?! Наоборот, концертная организация устроила нам гастроли по всей стране, «Мелодия» выпустила нашу пластинку «Иероглиф», даже пошили костюмы. Ездили мы со своим трейлером аж до Владивостока! Как вам такие сложности?!
А помните ли вы свой первый клип? Расскажите, как он снимался.
То видео, что у нас было вначале, я с трудом могу назвать клипом. Видео называлось «Иероглиф», снимали мы все это на гребной базе в январе в 15-градусный мороз (помещения не отапливались)… Такое не забывается!
Что из всего разнообразия альбомов и клипов группы вы считаете самой большой удачей? Какую композицию можете назвать своеобразной визитной карточкой «Пикника»?
Про визитные карточки я уже сказал. Насчет альбомов – к ним немного другое отношение. Я выделяю те, которые в жизни «Пикника» сыграли определенную роль. Это альбомы «Иероглиф», «Египтянин», «Харакири», «Королевство кривых» и, конечно, первый магнитоальбом «Дым».
А что вы считаете главной неудачей в истории группы?
Преждевременный уход музыкантов. Но это не неудачи, а совсем другое…
Судя по репертуару и способу подачи композиций, вы неравнодушны к мистике. А присутствует ли мистика в вашей жизни?
Можно мистикой называть и объяснять все, что угодно, но существование человека для меня является фактом необъяснимым ни разумом, ни логикой.
Паломничество к Папе Римскому случилось уже после исполнения Эдмундом Шклярским партии целого вампирского хора? Или эти два события никак между собой не связаны, а представляют собой лишь этапы вашей биографии? В любом случае, что привело к первому и что дало второе?
Паломничество было в 1990 году; когда мы приехали утром – начался путч. Но эти события никоим образом не связаны, тем более участие в записи хора (запись была намного позже).
Изобрели ли вы что-то в последнее время?
Я считаю, что концерт не должен быть просто исполнением знакомых песен. Сценические эффекты (в том числе музыкальные инструменты) позволяют посмотреть на все происходящее с другого ракурса.
Читала в одном из ваших интервью, что современная поэзия должна быть нерифмованной. Почему? Что для вас эталон поэзии?
Можно и сейчас сочинять музыку в стиле И. С. Баха (для композиторов с высшим консерваторским образованием, я думаю, это не составит труда). То же, собственно, и с поэзией. Мне кажется, уже с 1970-х годов как минимум рифмованные стихи звучат архаично. Песни не являются чистой поэзией. Это все же прикладное творчество и во многом подчинено музыке.
Время летит очень быстро. «Пикнику» уже 38 лет. Готовитесь к грядущему 40-летию? Чем будете удивлять своих поклонников?
Сегодня мы удивляем новой программой под названием «Левитация». Из названия понятно, что будут полеты на сцене, причем не в воображении, а наяву! Вот мы сейчас и решаем эту головоломку…