Рубрики

Укрощение велосипеда

Выбор велосипеда похож на подбор одежды. Сначала нужно определиться с моделью и материалом, а затем подобрать размер и аксессуары.

Дорожный, городской, горный или электро?

Существует три основных типа велосипедов для прогулок и туризма: городские, дорожные и горные, а также множество их разновидностей.

Дорожный велосипед хорош для непродолжительных поездок по городу и паркам, на даче или за городом. У него удобное широкое седло, простая рама, мягкое переключение передач и комфортные ручки руля. Он имеет высокую посадку, что дает возможность кататься с прямой спиной и расслабленными руками. Дорожный велосипед может быть одно- или многоскоростным. Чаще всего у него есть передний амортизатор, колеса с шинами средней ширины и неглубоким протектором, чтобы можно было с комфортом ездить по твердому асфальту и мягкому грунту.

Городские велосипеды и круизеры удобны для неспешных поездок по автомобильным дорогам и парковым дорожкам. Они имеют красивую изогнутую раму, большой руль, в большинстве случаев одну скорость и почти вертикальную посадку с широким удобным седлом. Комплектуются дополнительными аксессуарами: корзинами, велобагажниками, крыльями и звонком, выполненными в том же дизайне, что и велосипед.

Горные велосипеды предназначены в первую очередь для езды по бездорожью, но на них можно с комфортом кататься по городу на небольшие и средние расстояния. Их отличают широкие колеса с глубоким протектором, прямой руль, особо прочная рама и надежные тормоза. У горного велосипеда достаточно низкая посадка, поэтому ездить придется не прямо, а пригнувшись. Система переключения передач достаточно сложная, для выбора нужного усилия на участках с крутыми перепадами высоты. Большинство горных моделей имеет переднюю амортизационную вилку, которая смягчает тряску на неровностях. Одной из разновидностей «горников» является фэтбайк – мощный и надежный велосипед с очень толстыми колесами, на которых можно легко преодолевать грязь, ухабы и даже снежные сугробы.

Новейшей тенденцией велоиндустрии являются электровелосипеды. Это следующий виток эволюции велосипеда, которая позволяет райдеру проехать дальше, а тренировки сделать эффективнее. Ассистирующие электромоторы не крутят педали вместо вас, но помогают следовать выбранной программе, позволяют преодолевать перепады ландшафта без моральных потерь, получая наслаждение и сохраняя пульс в аэробных пределах. Все, что касалось обычных велосипедов, справедливо и для электробайков. С той лишь разницей, что электромотор существенно расширяет возможности райдера. Правда, и стоят такие велосипеды дороже.

Поставить в рамки

Велосипедные рамы делают из стали и алюминиевого сплава. Сталь хорошо гасит вибрации при скоростной езде и прыжках, но велосипеды с такой рамой тяжелые. Модели с рамами из алюминиевых сплавов весят меньше, а по прочности не уступают стальным. Еще легче рамы из карбона, углеволокна, но они стоят дорого. В среднем велосипеды со стальной рамой весят 13–20 кг, а с алюминиевой – 11–14 кг.

Важно выбрать размер рамы по росту. Подходящую высоту легко определить, встав над рамой: между верхней трубой и пахом должно быть 12–15 см. Это правило не действует для рам с заниженной верхней трубой или без нее. Для активного и экстремального катания нужно выбирать раму с большим зазором над рамой: так велосипед будет более маневренным и лучше управляемым, а для спокойных поездок по городу и паркам можно брать раму практически без зазора.

Смягчить удар

Велосипеды бывают без амортизации, с одним или двумя амортизаторами. Амортизационные вилки смягчают удары и вибрацию от езды, помогают улучшить сцепление с дорогой.

Велосипеды без амортизаторов называют жесткими (rigid), они чувствительны к любым неровностям дороги. Велосипеды с одной амортизационной вилкой именуются хард-тейлами (hard tale). Эти модели сочетают в себе комфорт, приемлемый вес и управляемость. Большинство горных велосипедов и некоторые дорожные имеют именно такую вилку. Велосипеды с двумя амортизаторами на каждом колесе называют двухподвесами (full suspension). На них комфортно ездить по пересеченной местности и бездорожью, но такие велосипеды тяжелее и требуют больше физических усилий при езде.

Колеса и колесики

Чем больше диаметр колеса, тем большую скорость может развить велосипед. Городские и горные модели обычно оборудованы колесами диаметром 27–29 дюймов. У складных велосипедов колеса меньше  – 16–24 дюйма. Для велотуризма нужны прочные колеса, поскольку весь вес снаряжения приходится на них. Очень важно качество изготовления ободов и количество спиц: должно быть как минимум 32 спицы на каждом колесе.

Нажми на тормоза!

Городские велосипеды часто изготавливают с ножным тормозом: велосипед тормозит, когда велосипедист крутит педали в обратную сторону. Этот вид тормозов годится только для неторопливых поездок по ровной дороге. Для небольших поездок и катания по городу можно ограничиться ободными тормозами типа V-Brake: они надежны, их просто отремонтировать, но при мокрой погоде могут и подвести. Для езды по пересеченной местности понадобятся механические или гидравлические дисковые тормоза. Они надежнее, долговечнее, не боятся воды и грязи, но их придется настраивать в начале каждого сезона и периодически менять тормозные колодки.

Переключая скорости

В городских и дорожных велосипедах обычно устанавливают простые переключатели скоростей, поскольку предполагается, что поездки по городу или загородным трассам будут проходить по ровным дорогам без крутых подъемов. Сложными многоскоростными переключателями комплектуют горные велосипеды.

Для горных велосипедов навесное оборудование можно условно разделить на четыре группы: начальное, прогулочное, спортивное и профессиональное. Оборудование начального уровня характеризуется низкой ценой и невысоким качеством компонентов, требует подстройки каждые 150–500 км. Класс прогулочного оборудования подходит для езды в городских условиях и несложного туризма. Эту группу характеризует невысокая износостойкость и средний уровень цен, а подстройка требуется раз в 300–3000 км. Спортивный или полупрофессиональный класс переключателей стоит дороже прогулочного, но дешевле профессионального, а соотношение цены и качества приближены к профессиональному уровню. Это оборудование для спортсменов-любителей, оно не требует настройки в течение 4000–5000 км. Переключатели профессионального уровня надежны и долговечны: без дополнительной настройки велосипед может пройти с ними более 5000 км, но и стоят они дорого и используются, как правило, спортсменами.