СИЦИЛИЯ: ПОЖАЛУЙТЕ В КАРЕТУ!

Сицилийская повозка… Когда-то она была не экзотикой и не роскошью, а обычным средством передвижения, сегодня же стала одним из самых узнаваемых символов Сицилии. Теперь в любом крупном городе острова вам предложат прокатиться именно на ней. Ее именем названа одна из программ по борьбе с мафией, а все поклонники моды отлично знают культовые принты дома Dolce&Gabbana под названием Carrettо Siciliano. Так чем же она хороша?

Представьте себе что-то среднее между таратайкой и арбой, раскрашенное в
совершенно фантасмагорические цвета. Именно так издалека и выглядит сицилийская повозка. Вблизи же она – энциклопедия местного фольклора, переливающаяся пылкими южными цветами: желтым, оранжевым, зеленым, словно апельсиновые и лимонные рощи, пронзительно-синим, как море и небо, всеми оттенками красного, будто лава Этны.

Первые повозки завезли на остров еще древние греки, а наибольшей популярности этот транспорт достиг только в 1920-х годах. Такие повозки – не просто туристический аттракцион, их применение вполне утилитарно. Повозки используют для перемещения различных грузов (продуктов, вина, древесины) и людей, и в этом случае их именуют Carretto del Lavoro. Повозки принимают участие в различных торжественных мероприятий, таких как свадьбы и парады, и тогда они называются Carretto de Gara. Именно на традиционной сицилийской повозке факелоносцы провезли олимпийский огонь в 2006 году через города Мессина и Реджио ди Калабриа.

Вашу роспись!

Вплоть до середины XIX века Сицилия оставалась бездорожной. Только в 1830 году, в правление Бурбонов, на острове началось строительство дорог. Первая из них – пусть грунтовая, со множеством выбоин – соединила Палермо и Мессину. Подходящим средством передвижения по такой трассе стала карета с двумя большими колесами. Надо сказать, с появлением карет сформировались и новые виды ремесел. Различные детали повозки мастера выполняли из дерева (обычно ореха, бука или ясеня) и давали им названия частей тела человека. Например, передняя часть именовалась mascidaru, то есть «челюсть», а задняя – caiccagnieddu, то есть «пятка».

В начале XX века конструкция и раскраска карет изменились. Для украшения стали изготавливать деревянные скульптуры и металлические арабески. Темы рисунков могли быть различными. Непременно использовалась религиозная роспись, для защиты от злых сил, а далее выбиралась лирика или героика, по желанию владельца. В результате повозка отображала как характер своего хозяина, так и его интересы, и положение в обществе.

На каретах предприимчивые дельцы повсеместно организовывали передвижные лавки. К примеру, в Палермо к началу XX века их насчитывалось около 5 000. В тот период в небольшом городке Багерия рядом с Палермо начали открываться мастерские – школы ремесленного искусства по росписи карет. Одна из наиболее известных и существующая по сей день – мастерская Дукато. Основал ее Микеле Дукато (1881–1943) в 1895 году в возрасте 15 лет. Его сыновья продолжили дело отца. В мастерской Дукато кареты проходили завершающую стадию – раскрашивание. Краски, штукатурки, кисти и другие материалы мастера изготавливали сами. Например, для кистей брали тонкую шерсть с живота козы – такими кисточками можно было выполнять самые мелкие рисунки.

Из школы в музей

Всего существует три типа грузовых повозок: для перевозки земли – с прямоугольными и низкими бортами, для перевозки пшеницы – с прямоугольными высокими бортами, а самые изящные, для перевозки вина – с наклонными трапециевидными бортами. Каретных школ тоже три: палермитанская, катанийская и витторианская. Разница школ сказывается, в первую очередь, на кузнечной обработке, художественной технике и выборе сюжетов. Музеев карет два. Один – в Терразини, маленьком приятном городке в получасе езды от Палермо. И второй, более коммерческий, но ничуть не менее интересный музей сицилийских карет находится в Бронте, городке на склоне Этны.

Вернисаж мастера

Культовое место для всех поклонников сицилийской повозки – это не музеи, а старый дом в небольшом городке Ачи-Сант-Антонио. Здесь жил самый знаменитый мастер по росписи сицилийских карет Доменико Ди Мауро. Он умер в возрасте 103 лет, работая буквально до последнего дня. Его повозки уникальны: цвет, перспектива, мельчайшие детали, выписанные вплоть до выражения глаз… Одна из повозок мастера выставлена в зале Музее человека (Musée de l’Homme) в Париже, другая, с сюжетами на тему жизни Джона Кеннеди – в Белом доме.
Сейчас, когда уже нет возниц, днями напролет трясущихся по пыльным дорогам, а читать умеют все, красочные carretto siciliano помогают путешественникам увидеть Сицилию глазами ее жителей, а сицилийцам – не забывать свою историю.

0269

Comments are closed.