ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВАОтелиРубрики

Арбат. Улица, сотканная из противоречий

Текст: Анна Сиротина

Столь популярный среди туристов Арбат, где на каждом метре предельная концентрация историй и судеб, меняется с каждым днем. На смену силуэтам прошлого приходят новые формы. Возможно, именно гремучая смесь стилей, соседство новомодных центров и отелей со старинными особняками и деревянными домами, и делает его столь привлекательным. Пройдемся по небольшому отрезку от Новинского бульвара через Каменную слободу до музея Андрея Белого.

Арбат

Путешествие во времени

От Новинского бульвара идем в сторону Композиторской улицы. Она небольшая, всего 380 метров, но история у нее богатая. Раньше на этой улице располагалось правление Союза советских композиторов, отсюда и название. В недавнем прошлом, до 1952 года, здесь находился Дурновский переулок, но его соединили с Собачьим переулком и Собачьей площадкой – получилась целая улица. Дурновский переулок получил свое имя в честь одного из крупных местных домовладельцев, майора Дурново, а Собачьи переулок и площадка – в память о когда-то располагавшемся на этом месте при Иване Грозном царском псовом дворе. Здесь и в окрестных переулках было множество старинных домов, где в старые добрые времена жили Хомяковы, Тургеневы и «архивный юноша» Соболевский, в гостях у которого бывал Пушкин.

При советской власти, в 1919 году, в доме Алексея Хомякова устроили Музей сороковых годов XIX века, посвященный Герцену и прочим революционным демократам. Десять лет спустя его закрыли за «идеологическую вредность для пролетариата», а особняк снесли в 1962-м при прокладке проспекта Калинина. Да и от самой Композиторской улицы оставили лишь половину на участке от широкого Садового кольца до старинного Трубниковского переулка.

Проспект Калинина, ныне Новый Арбат, построенный сразу после полета в космос Юрия Гагарина, знаменовал собой дорогу в будущее, где залогом счастья для всего человечества станет технологический прорыв. Одним из символов стал знаменитый глобус, где разместили рекламу «Аэрофлота», единственной в то время авиакомпании страны. Глобус – главный ориентир, по которому сегодня легко найти «Лотте отель Москва», где приятно отдохнуть после насыщенного дня. Это первый проект в России крупнейшей южнокорейской сети класса люкс Lotte Hotels & Resorts, построенный в 2010 году. Среди достопримечательностей отеля – самый большой «Королевский люкс» в России площадью 490 кв. метров, который находится на десятом этаже. Еще – люкс «Атриум» в черно-белом дизайне. С его балкона открывается вид во внутренний двор и зимний сад. Хорош и люкс «Шарлотта» с панорамной ванной комнатой с джакузи и видом на деловой центр Москвы. Гости этих номеров получают доступ в клубную гостиную, где можно уединиться в течение целого дня. Ресторанное обслуживание прилагается. Постояльцы и люксов, и обычных номеров по достоинству оценят кулинарные изыски ресторанов японской и итальянской кухонь отеля и меню Mandara Spa, главная фишка которого – балийские спа-процедуры.

«Московский дворик» и фестиваль «Пробуждение весны» в резиденции посла США

Выйдя из отеля, сворачиваем в переулок Каменная Слобода и направляемся к церкви Спаса Преображения на Песках, построенной в 1711 году. В советское время храм был закрыт. Его интерьеры, к сожалению, полностью утеряны. С 1956 года в стенах храма разместился «Союзмультфильм». Кстати, именно этот храм в своей картине «Московский дворик» запечатлел в 1878 году художник Василий Поленов.

По соседству находится особняк, появившийся в первой половине XIX века после войны 1812 года и принадлежавший дворянке Щепочкиной. А рядом с ним общеобразовательная школа имени Поленова.

Через 200 метров – знаменитый Спасо-хаус, резиденция посла США. Он был построен в стиле неоклассицизм в 1914 году по проекту В. Адамовича и В. Маята для крупного российского предпринимателя, «стального короля» Николая Второва, которого называли русским Морганом. После национализации здесь некоторое время жил первый нарком иностранных дел Страны Советов Георгий Чичерин. В 1930-е годы, когда установились дипломатические отношения с США, для американского посла начали подыскивать временное пристанище. И, как часто бывает, временное превратилось в постоянное. С тех пор здесь располагается Дом приемов.

В 1935 году американцы решили устроить здесь фестиваль «День пробуждения весны». Основной зал украсили березовыми ветками, на столе выложили цветочную лужайку, в центре которой бил фонтан шампанского. Весеннюю картинку дополняли петухи в клетках, а за «русский дух» действа отвечал маленький медвежонок. На праздник пригласили политическую и творческую элиту. Среди гостей оказался и Михаил Булгаков с женой. Он вспоминал потом, как в 3 часа утра запели петухи, а в 6 утра маршал Тухачевский станцевал лезгинку. И кто знает, возможно картинка бала у сатаны, описанная в романе «Мастер и Маргарита», родилась в голове писателя именно в эту ночь.

 

«Аргонавты» на «громобойной улице» и троллейбус № 39

Улица Старый Арбат начала формироваться в начале XVI века. По правой ее стороне проживали кузнецы и работники царского конюшенного двора. Рядом селились деловые люди, купцы. Тогда мостовая была выложена деревянными бревнами, а каменной она стала в начале XVIII века, в годы правления Петра Первого. Дворянская знать – Гагарины, Лопухины, Галицины, Трубецкие – построили здесь свои особняки… Здесь же появились самые популярные в Москве магазины – «Булочки от Филиппова», «Лучшие вина от Шустова», «Сладости от Теодора фон Эйнема».

В начале XX века улицу начали застраивать многоквартирными доходными домами. В одном из таких домов, доме Рахманова, родился Борис Бугаев, математик и сын математика, который позже под псевдонимом Андрей Белый стал одним из основоположников русского символизма. К нему в гости в этот дом приходили философ Владимир Соловьев, поэты Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус. Они называли себя «кружком аргонавтов» на «громобойной» улице. Все потому, что с конца XIX века по ней проходила конка, прообраз современного трамвая на конной тяге. А в 1908 году здесь появился первый электрический трамвай. Потом, уже гораздо позже, запустили знаменитый 39-й троллейбус, воспетый Булатом Окуджавой. И лишь в 1980-е годы Арбат превратился в пешеходную улицу. Его замостили плиткой, которую укладывали с помощью специальных резиновых молоточков, а цементный раствор в процессе и вовсе не применяли. Поставили фонари, и с тех пор, как говорил Окуджава, Арбат полностью «офонарел».

В Криворбатском переулке, форма которого соответствует названию, Георгий Данелия снимал фильм «Я шагаю по Москве». Вот только дом, в котором жил главный герой картины Колька, давно снесли. А рядом возвели символ новой эпохи, один из самых дорогих домов в Москве «Виллу Арбат» в стиле классицизма, выставленный на продажу более чем за 400 миллиардов рублей.