ИнтервьюРАЗВЛЕЧЕНИЯРубрики

Степан Лапин: «Мой отдых — это смена деятельности»

Степан Лапин — востребованный актёр, работавший с Романом Виктюком, Егором Кончаловским. Скоро его можно будет увидеть и на сцене «Театра наций» в мюзикле «Стиляги», и на экранах, в проектах «Иван-врач» и «В плену у прошлого». Помимо кино и театра, Степан разрабатывает собственную тренинговую программу и успевает участвовать в конкурсах и мастер-классах. И такая смена деятельности для актёра и есть — отдых.

Степан, в последнее время вы активно снимаетесь – недавно вышел фильм «На луне» с вашим участием, в производстве «Иван-врач» и сериал «В плену у прошлого». Кто ваши герои, они разноплановые или амплуа одно. Какой образ вам наиболее близок и почему?

Все эти герои абсолютно разные, как, по сути, так и по характерам. В фильме «На луне» мой персонаж – представитель «золотой молодежи» со всеми возможными стереотипами, которые рождаются сейчас у вас в голове. А мой «Иван врач» – это уже совсем другая история. Молодой врач скорой помощи, в чём-то неопытный, но честно делающий свою работу. Быт его поглотил, и он перестал верить в чудеса. И ему приходится найти в себе эту веру и принять её. А сериал «В плену у прошлого» предоставил мне пространство для персонажа, на которого я, как я, совсем не похож. Не спорю, что у нас есть перекликающиеся биографические моменты (например, у меня тоже есть старшие сёстры), но характер, поступки – абсолютно немыслимы для меня. И во время съёмок режиссёр Александр Мохов как-то сказал, что получается «молодой Раскольников». Мне пока везёт с ролями, потому что мои персонажи и в кино, и в театре не похожи друг на друга. Надеюсь, так будет и дальше.

Несмотря на то, что вы сами – недавний студент, у вас уже есть педагогический стаж, вы работали педагогом по сценической речи и сценическому движению. Какие самые главные уроки вы преподали вашим студентам? Чем для вас был полезен этот опыт?

Я как раз недавно в разговоре с друзьями заметил то, что вуз закончил около 4 лет назад, и был этому очень удивлён (смеется). Да, к моему счастью у меня был и есть такой опыт, и я хочу в этом развиваться. Сейчас работаю над своей тренинговой программой как раз для студентов театральных вузов и тех людей, кто уже в профессии, но хочет расширить свой арсенал инструментов или познакомиться с другой школой и жанром. Просто те проекты, в которых я уже успел поучаствовать, подарили мне столько опыта и различных знаний, что ими хочется делиться. Чем больше людей обогащают свои умения и навыки, чем больше становится разноплановых и синтезированных профессионалов, тем лучше становится всем! Мне и самому становиться приятно, когда вокруг начинают говорить на одном языке и взаимодействовать на одном уровне, как профессиональном, так и просто межчеловеческом. Это даёт возможность расти дальше. А возвращаясь к вашему вопросу, наверное, тогда мои студенты научили меня большему, чем я их. Я давал им упражнения для знакомства и владения своим голосом и телом. Это не так сложно. А вот почувствовать, что такое быть на месте учителя, что такое брать эту ответственность, когда на тебя устремлено множество глаз, которые ждут от тебя профессиональных откровений, тут нельзя оплошать. Научится координировать группу и её динамику, планировать свою деятельность с учётом разной подготовки самих ребят, вот это намного ценнее, и я им благодарен за эту возможность и опыт.

Ваш собственный учитель – знаменитый режиссер Роман Виктюк. Как работается под его руководством? Случается ли возражать мастеру и в каких случаях?

С непривычки это, конечно, тяжело. На первом курсе я очень тревожно ожидал пар по мастерству, потому что я в начале вообще ничего не понимал. Но когда ты находишь этот камертон, адаптер, переходник, как угодно назовите, в себе с «его языка» на «свой», то становится намного проще. Он же работает почти сразу на площадке, всё пробует. И когда рождаются некие возражения, его актёры сразу делают то, что он просит, и он сам видит, что данный приём или решение не работает по тем или иным причинам. Но бывает и такое, что ты с чем-то вот в упор не согласен, а он на этом настаивает, и тебе приходится это делать (он же всё-таки режиссёр, это его спектакль). И потом на 20-30 спектакле до тебя доходит «ааааа, вот почему это так!» или «так вот что это значит!». Или вот ещё пример, когда ставили «Федру», мы знали и понимали, что всё создаётся по канонам древнегреческого театра. Но там есть такая мизансцена, когда мы все, 18 парней, очень долго стоим без движения и смотрим в зал. Мы долго не понимали, зачем это, и думали, что он над нами просто издевается, потому что физически это действительно очень тяжело. Но потом во время гастролей он нам рассказал, что раньше в Греции было такое наказание для провинившихся воинов – они так встречали рассвет и провожали закат в искупление своих ошибок. И в наших головах сразу всё встало на свои места, и потом это время начало пролетать незаметно. Поэтому я считаю, что «возражать» – это глупо, надо вести диалог. Если ты чего-то не понимаешь, может, проблема в тебе?

Скоро начинается сезон в “театре Наций”, где вы играете в мюзикле «Стиляги». Какова роль музыки в вашей жизни? Каких исполнителей слушаете, кто ваш кумир?

Музыка – это невидимый соединяющий элемент, который задаёт настроение всему. Я стараюсь максимально развивать свой кругозор в этом плане и прошу друзей знакомить меня со своими интересными музыкальными находками. А в моём плейлисте можно найти всё, от тиканья часов и песен моих друзей и их музыкальных групп до мастодонтов музыкального мира – Queen, the Doors, Sigur Ros и т.д.

Вы были ведущим всероссийского конкурса «Маленькая красавица России» и международных конкурсов Little Model of the World. Что дал вам этот опыт?

Во-первых – не бояться (смеется). Тогда для меня это были очень сложные задачи, потому что режим многозадачности включён всё время. Вот эти задачи: грамотное и этичное взаимодействие с участниками и их представителями, выполнение всех задач, поставленных режиссёром, точное знание сценария, точная и правильная постановка ударения во всех фамилиях, умение импровизировать, если случилась техническая заминка. А один из этих конкурсов был на английском языке, а он у меня тогда был далеко не идеален. Так что это тот ещё челлендж! Но сейчас я понимаю, что с удовольствием бы его повторил.

Вы – Лауреат всероссийских конкурсов «Кинотаврик» и «Открытая Европа», победитель международных конкурсов «Fashion House International». Любите ли получать награды и какие из них для вас по-настоящему знаковые и драгоценные?

Просто так что-то получать – неинтересно. Тут, как ни крути, важен сам момент этой игры, конкурса, включение всех своих резервов и полная самоотдача. Это как постановка спектакля или съёмка фильма – ощущение от премьеры не будет таким долгожданным и приятным, если нету всего этого процесса «до». Ну и собственно, в момент состязания ты непосредственно учишься, учишься у других и учишься преодолевать себя. Творческие конкурсы, по большому счёту, – это форумы по обмену опытом. И это самая важная и главная их цель – взаимообогащение. А конкурс просто дарит драйв и стимулы выложиться по максимуму, чтобы никто не расслаблялся. Помню, когда был как раз конкурс Fashion House International, я участвовал в программе «актерское мастерство» и выступал сольно – у меня тогда был отрывок из «Руслана и Людмилы». А специальным членом жюри и гостем форума был Пьер Карден. Я жутко волновался. Но когда всех уже награждали, мне присудили гран-при в этой номинации, а от Пьера Кардена я получил именную грамоту с пожеланиями.

Как и где вы предпочитаете отдыхать? Любите ли путешествия и куда собираетесь в ближайшее время, когда снимут все ограничения?

Для меня отдых – это смена рода деятельности. То есть для меня прекрасной альтернативой отдыха от одного проекта станет работа над другим. Это лучшее что можно придумать. А вообще я люблю активные виды отдыха – сноуборд, мотоцикл, верховую езду, куда-нибудь пойти, залезть, увидеть новое – вот это моё. Ещё хотел бы отправиться в сплав по Карелии с выходом в открытый океан. Интересно побывать в Англии, посмотреть спектакли на Вестэнде, научится сёрфингу где-нибудь на островах. А ещё у меня есть мечта съездить в Новую Зеландию, это же «Средиземье»! Так что, когда все эти испытания наконец закончатся, потихоньку буду претворять в жизнь свой список желаний.