Народный артист Сергей Мигицко еще и страстный футбольный болельщик. Много лет он поддерживает петербургский клуб «Зенит». И так получилось, что одна из недавних его работ – роль в фильме «Федя. Народный футболист», посвященном прославленному спортсмену Фёдору Черенкову. Премьера назначена на 31 октября. И разговор пошел о любви к футболу, спортивных кумирах, хорошей игре и о будущем России.
Сергей Григорьевич, в одном интервью вы сказали, что согласились на съемки, потому что вас «сценарий накрыл с головой». Что такого особенного было в нем?
Начать надо с того, что я люблю футбол с детства. Мой отец был болельщиком, он брал меня с собой на матчи, мы смотрели футбол по телевизору… И имя Фёдора Черенкова я знаю с юности. Конечно, я внимательно следил за ним. Фёдор был на виду, он очень интересный самобытный игрок, да еще и защищал цвета сборных команд Советского Союза – олимпийской и первой сборной по футболу. В дальнейшем я знал и о трагедии в его жизни, которая, помимо роз, имела очень серьезные шипы. Когда я в первый раз прочитал сценарий, меня задело глубокое прочтение судьбы Фёдора Черенкова, его яркого взлета и серьезной болезни, которая очень рано прервала его жизнь. А что важнее всего в произведении искусства, будь то фильм, книга или пьеса? История! В этом сценарии была история, и меня, как любителя футбола, она действительно накрыла.
Какую роль ваш герой играет в судьбе Фёдора?
Так как «Спартак» был народной командой, а все игроки – любимцами, они находились под присмотром врачей первого эшелона. Я играю профессора, серьезного человека, который пытается распутать клубок проблем Фёдора Черенкова. Доктор любит Фёдора, оберегает, предлагает ему пересмотреть какие-то ценности. На мой взгляд, у них завязываются отношения отца и сына.
При этом мой герой ни разу не говорит о том, что сам увлекается футболом. Но в финальной сцене все пациенты клиники и персонал смотрят матч. На поле – Фёдор. Доктор мой ходит кругами, ходит, а потом не выдерживает, врывается в самую середину болельщиков, садится, начинает кричать и комментировать, а когда Фёдор забивает гол, обнимает всех вокруг… Для меня этот эпизод очень важен. Не знаю, как в итоге он будет выглядеть в кино, но мне хотелось показать, что во время игры все болельщики, вне зависимости от возраста, становятся детьми, а когда происходит футбольное чудо, теряют голову и готовы поднять человека, который это чудо совершил, на самую большую высоту.
Волнуетесь перед премьерой?
Конечно, волнение есть, но у меня не самая большая роль. В картине есть роли посерьезнее, и играют ребята помоложе. А мне просто приятно быть причастным к этой истории и внести свою лепту в фильм о замечательном футболисте и очень интересном человеке.
Кто, по вашему мнению, будущие зрители картины? Футбольные фанаты, заставшие славу Черенкова? Или молодым тоже будет интересно?
Вот была картина «Движение вверх» о баскетбольной сборной 1970-х годов, о тренере Владимире Петровиче Кондрашине, питерских спортсменах. Тоже можно было сказать: «Ой, фильм посмотрят только фанаты». Ничего подобного! Была огромная аудитория, много молодежи на сеансах, и моя младшая дочь, которая понятия не имела о той эпохе, меня засыпала вопросами, потому что я дружил со многими игроками, знал лично Владимира Петровича и его супругу. И сейчас, уверен, получится кино для широкого зрителя, оно завоюет российские души и сердца.
Вообще, на ваш взгляд, насколько важны и нужны фильмы о спортсменах?
Они не то что нужны – необходимы! Мы должны думать о российской молодежи. Олимпийский девиз – «О спорт, ты мир!», понимаете? В нашей стране талантов очень много. Важно выявить эти таланты, раскрыть их и вывести на высочайшую, звенящую точку. Я считаю, что у России в перспективе есть право считаться величайшей спортивной державой. И вот такие фильмы, как «Федя. Народный футболист», являются некоторым толчком. Я убежден, что многие юноши и девушки увидят наш фильм, задумаются и пойдут по спортивному пути.
Кто еще из отечественных спортсменов достоин подобного фильма? Кого бы вы выделили?
Интересных судеб очень много… Если говорить о Петербурге, очень непростая судьба у нападающего Серёжи Дмитриева, который ушел из жизни в 2022 году. Ныне здравствует Юра Желудков – выдающийся футболист, который мог бы выйти на высочайший уровень в спорте, но по некоторым причинам не получилось…
Вы сами играли в футбол в детстве и юности?
Я из южной Одессы, у нас там в футбол играли все. Не могу сказать, чтобы я хорошо играл… У нас, например, в классе были такие ребята, которые в 15 лет уже выходили на первенство города во взрослых командах. Позже, в институте, я стал играть лучше, и хоть не являюсь топовым футболистом среди артистов, но очень много сыграл в турнирах, в том числе и международных, и наша театральная команда в свое время добивалась серьезных успехов на разных соревнованиях. Так что футбола в моей жизни было и остается очень много, поверьте.
Кто в юности и позже был вашим футбольным кумиром?
Из одесских игроков – знаменитый атакующий полузащитник Василий Москаленко, кумир всего города. Потом, конечно, Валерий Лобановский, он играл в одесском клубе «Черноморец», забивной нападающий Олег Блохин… А затем пришла моя любовь к «Зениту»: это, конечно, Сергей Веденеев – чемпион СССР, который, кстати, играл с Фëдором в олимпийской сборной, и Юра Желудков, которого все очень любили как игрока, высоко ценили, а он оставался очень скромным и сдержанным. Затем – Кержаков, Аршавин и так далее.
Вы бываете на стадионе или наблюдаете за игрой любимой команды по телевизору?
Стараюсь бывать при первой возможности. Иногда случаются накладки, но мне очень нравится атмосфера стадиона, вот эта волна, когда мы все едины, когда нет ни званий, ни чинов, ни должностей, и все болельщики становятся детьми. Я очень люблю это ощущение.
А Фёдора Черенкова на поле вы видели? Если да, то каким его запомнили?
Да, я видел Фёдора Фёдоровича в игре в 1970-е годы в Одессе. Тогда «Спартак» приехал играть с «Черноморцем». Лето, хорошая погода. Был полный стадион, конечно… Вышел крепкий «Черноморец»: в клубе играли очень красивые, фактурные футболисты, породистые, загоревшие! Стал выходить «Спартак» – Фёдор Черенков, Юрий Гаврилов, вот эта плеяда. Казалось, что они в сезоне еще солнца не видели! Я думаю: «Бедный «Спартак»!..» И тут как они закаруселили!.. Что там Черенков с Гавриловым придумывали в центре, что творили остальные футболисты, не описать… «Спартак» выиграл, они забили четыре мяча и могли забить еще столько же. Вот тогда я видел близко Фёдора Фёдоровича и восхищался его манерой игры.
Если дело было в 1970-х, наверное, вы застали самый пик формы Фёдора Черенкова?
Да, пожалуй. Это были легендарные годы… Я лично знаю футболистов, которые играли с ним в сборной, и они дают Фёдору Фёдоровичу очень лестные характеристики: казалось бы, обычный московский парень, интеллигентный, обходительный, немногословный, но на футбольном поле он весь преображался. Вроде бы не так много он делал, да и физически не похож на немецких или голландских полузащитников, которые, будто шкафы, носятся туда-сюда по полю… Но все помнят потрясающее мышление Фёдора Фёдоровича, как ловко он решал футбольные «кроссворды», имел невероятное чутье, обладал высочайшей техникой, да и с ударом у него было все в порядке.
Можете выделить самый интересный матч, который вы видели в жизни?
Я видел много матчей… Очень интересный матч был в Москве в 1984 году, когда «Зенит» выиграл 3:2 у «Спартака». Это была такая боевая игра! Они бились как гладиаторы!.. Юра Желудков тогда забил два мяча Ринату Дасаеву со штрафных, он это умел. Я был на стадионе с Володей Шевельковым, нашим артистом-гардемарином, и мы оба сорвали себе голос…
Иногда звучат мнения о том, что российский футбол уже не тот, каким был каких-то 30 лет назад. Вы согласны или не очень?
На эти темы пускай размышляют специалисты. Мне и сегодня очень интересно смотреть чемпионаты России. Взять чемпионат, который только что закончился: все решилось не то что в последнем туре, а во втором тайме последнего тура, вот какая интрига! А что нужно болельщику? Интрига и борьба! Мне не нравится, когда мяч безвольно перекатывается с фланга на фланг. Я люблю, когда ребята выходят побороться! Есть такое расхожее выражение: «Мяч круглый», то есть на поле может произойти все, что угодно. Нужно просто бороться, и тогда будут результаты. Поэтому я хочу только одного – чтобы появлялось больше талантливых российских футболистов. Есть надежда, что это изменится, в том числе после нашего фильма.
Беседовала Светлана Губанова