ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯРубрики

Сергей Мазаев: «Музыкантам никогда не скучно жить!»

Текст: Елена Грибкова

Бессменный лидер группы «Моральный кодекс», основатель собственного оркестра и квинтета, настоящий музыкальный гурман, фанат совершенно разных направлений – и это всё он, Сергей Мазаев. Уверены: читателям «Философии отдыха» будет интересно послушать не только исполняемые Сергеем произведения, но и его размышления о жизни и о музыке.

Сергей, совсем скоро в городе на Неве состоится концерт группы «Моральный кодекс». Чем будете удивлять зрителей?

Наши выступления – это всегда импровизация. Мы играем «на руках», без репетиций, и всегда отталкиваемся от настроя аудитории. Где-то явно требуется что-то более жесткое, социальное, а где-то – более лирическое. Кстати, в эфирах нашей хлесткой музыки вы практически не услышите – там ставят другие песни. И потому живые выступления – лучший способ ее для себя открыть. Концерты мы даем нечасто, а музыки у нас много, поэтому обычно как старые хиты исполняем, без которых нас просто не отпускают, так и новые. Конечно, когда возникает желание порадовать публику какими-то совсем уж древними вещами, которые сейчас не на слуху, то мы все-таки готовимся, вспоминаем их. Сейчас как раз этим заняты, этот пласт у нас будет выглядеть очень свежо. Так что работа не останавливается: последняя пластинка вышла четыре года назад, а сейчас готовим новую – спокойно, вдумчиво, без гонки.

Вашему коллективу уже 28 лет. В чем секрет такого долголетия?

Мы с ребятами фундаментально подходим друг другу: вместе играем так круто, как никогда и ни с кем. Всегда играем живьем, не признаем фонограммы. И люди подобрались действительно любящие музыку, а кроме того – профессионалы, с соответствующим образованием. Вот у меня оно академическое – музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, и у ребят соответствующие вузы. То есть мы не просто взяли в руки гитары и стали аккомпанировать своим мыслям.

Бесспорно, с возрастом мы остепенились, перестали быть панками, но также признаем всю палитру музыкальных впечатлений. Например, я с детства тяготел к рок-н-роллу. Меня, парня родившегося в советскую эпоху, завораживала его ритмика, весь спектр эмоций, которые он вызывает в душе, и казалось, что это настоящий протест глобального масштаба. При этом я не знал тогда английского и не мог перевести тексты. Позже, выучив язык, был несколько разочарован приземленной «бытовухой» и довольно примитивными фразами в этих песнях. Все-таки посыл должен быть глубоким – текст не менее важен, чем музыка. Да, нередко случается, что слышишь откровенную банальщину на фоне потрясающей мелодии, или наоборот: серьезная рифма и совсем проходная музыка. Это, разумеется, печально.

Вы согласны с утверждением, что ребенок, занимающийся с детства музыкой, удваивает потенциал своего интеллекта?

Музыка невероятно развивает мозговые способности, это факт. Мозжечок того же пианиста развит гораздо лучше, чем у людей иных профессий, поскольку он привык осознанно координировать правое и левое полушарие через кисти рук.

Раньше было модно отдавать детей в музыкальные школы, а теперь этот пыл поутих. Как считаете, почему?

Я с вами не согласен. Все мое окружение обучает своих дочек и сыновей музыке. И я всем это настоятельно советую. Бросить можно всегда, а продуктивная польза будет сказываться на протяжении всей жизни. Вот у меня дочка Аня три года училась музыке, а затем выбрала другую сферу, но я рад, что этот период у нее был. А младший сын Петр занимается, и я за этим строго слежу (улыбается). Пусть вырабатывается хороший вкус, даже и под нажимом. Вон Дениса Мацуева родители заставляли играть, пока он сам не осознал, каким талантом владеет и окно в какой мир ему открывается. Этот пианист – пример для подражания! Взрослым, к слову, на заметку: вкладываться нужно в маленького человека. Мало вырастить – надо воспитать!

Как-то вы признались, что до сих пор каждое утро вскакиваете с огромным энтузиазмом… Это правда, что с годами жажда жизни в вас не угасает?

Запомните: музыкантам никогда не скучно жить! Музыка – это же самое первое и величайшее из искусств на земле. Оно напрямую воздействует на наше бессознательное и, главное, живет лишь в момент исполнения. Живопись, литература – материализованные объекты, а тут эмоция в чистом виде, как сказал великий Дебюсси.

То есть музыканты под другим углом зрения воспринимают этот мир? А как же теория, что с возрастом чувства уже не столь остры? Когда вы в последний раз испытывали эйфорию от соприкосновения с чем-то абсолютно неизведанным?

Нельзя проводить такую градацию. Грандиозные открытия, изобретения принадлежат людям самых разных возрастов, в том числе и пожилым. Вон у Золя, у Хемингуэя, как и у многих других, с возрастом книги становились только качественнее. И таких примеров множество. Если человек не дает мозгу, как и телу, лениться, эффект не заставит себя долго ждать. Да, я уже не молод, мне 58 лет, и мне это странно, поскольку воспринимаю я себя лет на 25–30. А кайф от новизны ощущений мне знаком, и наиболее ярко я его испытал, когда бросил пить. Четырнадцать лет назад свет, запахи, цвета природы я увидел будто бы вновь. Это такое счастье! А так для меня и ежедневно не существует рутины. На днях мы записали квинтетом «Картинки с выставки» Мусоргского, и у меня прямо глаз загорелся – по-моему, мы выдали качество на мировом уровне.

Кстати, а что послужило первопричиной создания квинтета?

Желание играть на кларнете в ансамбле, причем не джаз, а именно классику. И мне повезло с коллективом – ко мне пришли девушки с консерваторским образованием. Они невероятно играют, и я с ними вместе расту. Понимаете, я же вроде как популярный артист, а академические рамки прекрасно ставят человека на место. Внешняя шелуха отлетает, когда сталкиваешься с истинным умением: ценности сразу становятся очевидными. Всем бы рекомендовал как можно чаще бывать в компании людей, которые что-то делают лучше вас. Недавно Алексей Лундин, первая скрипка оркестра «Виртуозы Москвы», предложил совместно сыграть квинтет Моцарта, я с радостью откликнулся, и одно из наших выступлений состоялось в Наукограде, где нас слушали ученые, в том числе лауреат Нобелевской премии в области биологии. Вот эти люди и есть наш богатейший фонд, который надо беречь.

В своих интервью вы нередко говорите, что столетие назад в нашей стране покончили с ее передовой сердцевиной, уничтожили мыслителей, аристократов…

Безусловно, многое наводит грусть, но при этом я не пессимист. Здравый смысл все равно в конце концов побеждает, и положительных моментов достаточно. Надо следить за событиями. Посмотрите, сколько появляется достойных рок-групп, классических музыкантов! Приятно, что есть люди, которые посвятили жизнь музыке и увлечены ею.

Это увлечение стало для вас мотивацией, когда вы организовывали оркестр?

Это вообще была мечта детства. Я хотел играть песни любых жанров и самых разных композиторов, а это желание может воплотиться исключительно с оркестром, так как одна песня хорошо звучит в сопровождении гитары, контрабаса и аккордеона, а другой обязательно нужна труба. Мне удалось собрать неплохой эстрадный оркестр: три духовых инструмента, три струнных, хор из шести человек плюс ритм-секция. Замечательный Александр Мясников осуществляет музыкальное руководство, расписывает аранжировки… Мы все «свободные художники», каждый занят своим делом, но когда намечается концерт, то собираемся вместе и играем популярную музыку всех стран и народов. То есть исполняем мировую эстраду в свое удовольствие.

У вас есть опыт работы в кино, вам это тема любопытна?

Вы имеете в виду написание музыки для фильмов? Режиссеры использовали мои авторские произведения, но специально для картин пока ничего не писал. Думаю, это было бы интересно, как и участие в сьемках. Правда, когда я участвовал в проектах друзей, невероятно стеснялся, скованным был в кадре, неловко себя чувствовал – у меня же нет диплома театрального института. Входить в образ – это отдельная история.

А что вас вдохновляет?

О, это непредсказуемо! Допустим, концерт Теодора Курентзиса. Он так круто рубит! Создает эффектное симфоническое шоу.

Вы однажды заметили, что гармоничная старость – это когда супружеские пары, как в Европе, совершают музыкальные вояжи, и слушают любимых композиторов в антураже архитектуры Франции, Германии, Англии…

Это идеальный вариант пенсии. Здорово, когда вы любите, допустим, Камерный оркестр им. Ференца Листа и следуете за ним по миру, наслаждаясь самой разнообразной музыкой в лучших залах.

Наверняка вы путешественник по натуре…

Уже, наверное, нет. Я слишком много ездил всегда и теперь стараюсь не отвлекаться от своего основного, весьма
энергозатратного дела. Музыкой же надо, как спортом, заниматься ежедневно. Без регулярного тренинга, особенно
это касается классических вещей, звук становится распущенным, неточным. А хочется дальше играть много музыки, которая уже написана, так что я не склонен планировать
долгие туры. Сегодня для меня актуальны лишь горные
лыжи в Австрии каждую зиму, поскольку это первоклассный экстремальный спорт, а летом – Италия. Как правило,
мы снимаем дом на месяц в Тоскане и живем в неспешном режиме, как местные жители. Там восстанавливающий воздух, климат, продукты. Но и в нашей стране есть
места с особой атмосферой – Санкт-Петербург, например.
Грандиозная архитектура, красивейшие девчонки, окрыленность и свобода! Мы уже с нетерпением предвкушаем
встречу (улыбается).