ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯ

Рутгер Хауэр: «Больше всего кино похоже на сон»

В июле 2019 года ушел из жизни Рутгер Хауэр, родившийся в Голландии и ставший легендой Голливуда. Ему было 75. Вместе с «Философией отдыха» вспомните лучшие фильмы актера и знаковые моменты его биографии.

Судьба играет человеком…

Рутгер родился в Брекеле, в голландской провинции, в творческой семье. Его родители преподавали в театральном колледже, так что актерская стезя была буквально предначертана мальчику судьбой. Однако он не спешил идти по стопам родителей. «Я застенчивый человек, и это действительно нелепая профессия, если подумать», – говаривал он, впоследствии рассказывая о себе и своей жизни. Родители придерживались иного мнения – изо всех старались приобщить сына к искусству. Но какой же мукой было для него выходить на сцену местного театра!.. Наверное, не меньшей, чем учиться.

Рутгер грезил о дальних странствиях, мечтал стать моряком, как его дед и прадед, и однажды, уже в старших классах, сбежал из дома и нанялся на торговое судно, идущее в Шри-Ланку. Ему хватило года, чтобы понять, что море не для него: «Я не различаю цветов, поэтому мне разрешали только драить полы, стирать и готовить для всех завтрак». И все же это время не было потрачено даром. Юноша увидел разные города и страны, подучил иностранные языки и теперь бегло болтал на английском, французском и немецком.

В школу Рутгер не вернулся – среднее образование оканчивал в вечерней. Подрабатывал – то на автомойке, то плотничая. Увлекся автогонками и даже занимал призовые места. А еще писал стихи, читал их в кофейнях Амстердама, завел знакомство с молодыми актерами и режиссерами… Творческая среда затягивала. В 18 лет он поступил в театральный институт в швейцарском Базеле, но учеба наскучила ему через два года. Поиски себя будущий артист продолжил в армии. Рядовой Хауэр был десантником, однако служба с ее дисциплиной и отсутствием всякого творчества ему показалась еще хуже учебы. Тут и пригодилась актерская школа: прослужив пять месяцев, парень прикинулся душевнобольным, да так ловко, что его отправили прямиком в психиатрическую клинику, после чего демобилизовали. Мнимый больной взялся за ум: восстановился в институте и начал усиленно грызть гранит науки вначале в Базеле, а после в актерской школе на родине.

Верховен его жизни

После окончания учебы Хауэр поступил на работу в Королевский театр. А потом познакомился с Полом Верховеном – и его пригласили играть в кино, причем сразу на главную роль в приключенческом историческом сериале «Флорис». Ему было уже 28 лет. Вскоре Рутгер появился в новой драме режиссера «Турецкие наслаждения», откровенной истории о страстной любви. Гонорар актера составил 6 000 гульденов, а фильм номинировали на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Через 21 год, к 100-летию мирового кинематографа, почтовая служба Нидерландов выпустит юбилейный набор марок, одна из которых будет изображать героя Хауэра из этой картины, а саму картину признают «лучшим голландским фильмом века».

Хауэр продолжил работать на ТВ (в основном в костюмных сериалах) и снимался у Верховена. За полтора десятка лет их сотрудничества вышло пять лент, после чего Верховен и Хауэр повздорили. Почему, история умалчивает, но поссорились крепко – Верховен вычеркнул Хауэра из списка артистов своей новой картины «Робокоп», пригласив вместо него Питера Уэллера. На этом совместная работа и завершилась.

Кино, только кино!

Первое появление Хауэра в Голливуде состоялось несколькими годами раньше, чем произошла ссора с Полом. Он сыграл террориста Вульфгара в картине «Ночные ястребы» (1981) с Сильвестром Сталлоне в главной роли. «Сталлоне хотел показать, что он крутой парень, но и я такой», – позже комментировал Рутгер. Многие сцены, объясняющие мотивацию поступков террориста, были вырезаны при монтаже, что, конечно, разочаровало Хауэра. И вместо актерского искусства на съемочной площадке ему пришлось в первую очередь учиться у Сталлоне группироваться перед эффектным падением и имитировать отдачу при стрельбе. На гонорар, полученный за «Ястребов», Хауэр купил виллу в окрестностях Лос-Анджелеса. А еще собственноручно построил огромный трейлер, который отныне возил с собой на все съемки.

…Во время работы в Голливуде главной проблемой Рутгера стало амплуа хладнокровного злодея, которое определили ему продюсеры. Поначалу ему удавалось его избегать: он играл романтического героя-любовника в фильмах «Разлученные» и «Леди-ястреб». И все же, куда бы ни сворачивал Рутгер в поисках разнообразия, все пути неизбежно заводили его в коммерческий тупик, к повторению одних и тех же полюбившихся зрителю штампов. И он остался при ролях отрицательных героев.

Своих злодеев Хауэр варьировал как мог: андроид в «Бегущем по лезвию», маньяк-убийца в «Попутчике», могучий гладиатор в «Крови героев», психически неуравновешенный тип в «Тактическом нападении». В этой коллекции не хватает только вампира (ему предлагали роль в «Интервью с вампиром», но Хауэр отказался в пользу Тома Круза).

Говоря о голливудской кинокарьере Рутгера, нельзя обойти вниманием фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982). Картина неизменно входит в десятку лучших фантастических фильмов всех времен, но именно после нее голландец покинул Голливуд. Покинул, чтобы вернуться через шесть лет. Причина тому не жажда славы, ее было предостаточно, а мечта. Хауэр хотел иметь ферму, где можно было бы завести конюшню и молочное хозяйство и, конечно, отдыхать душой от Голливуда. Словом, он вернулся в кино, чтобы зарабатывать на свою мечту.

Последующие годы не приносили Хауэру крупных ролей. Он отступил на второй план, пока в конце 1990-х интерес к нему снова не возрос. Тогда фильмы с актером стали выходить один за другим: фантастическая сказка «Десятое королевство» (1999) и «Десятое королевство – 2» (2000), «Напарники» (2000) и «Бешеная» (2000), «Кома» (2000) и фильм-катастрофа «Турбулентность-3» (2001). Во всех этих картинах Рутгер Хауэр сыграл главные роли. Всего же актер снялся более чем в семидесяти фильмах. Он оказался востребован не только в Голливуде, но и во многих странах мира. В 2001 году получил главную роль в бразильско-американском проекте «Летающий вирус», в 2004-м снялся в румынской комедии «Наставник», в 2005-м – в австралийском приключенческом боевике «Приключения Посейдона». В 2006 году зрители увидели Хауэра в голливудской психологической драме «Ментор», в 2011-м – в польско-шведской драме «Мельница и крест» и в канадском триллере «Бомж с дробовиком».

Помимо этих фильмов, творческая биография актера ежегодно пополнялась несколькими второстепенными ролями, причем зачастую в громких и популярных картинах: «Ключ Саламандры», «Клоны», «Глубина», «Галавант». В 2016 году на Каннском фестивале прошла премьера драмы «Мата Хари», где актер исполнил роль судьи Стольбаккена. В 2017 году на экраны вышла премьера фильма «Валериан и город тысячи планет» с Хауэром в роли президента Всемирной федерации.

Также в 2017 году актер снялся в необычном, особенно для голливудского актера, проекте – первом российско-китайском полнометражном фильме «Вий-2. Тайна печати дракона». «Я был поражен размахом фильма, всей этой разношерстной компанией. К тому же я очень люблю Россию. Собственно, поэтому и согласился участвовать в картине. Я был здесь много раз и стараюсь вернуться по любому поводу. Очень рад участвовать в международном проекте. Думаю, мы должны чаще работать с людьми различных национальностей, это сильно сплачивает», – делился впечатлениями от съемок Хауэр.

В 2018 году Рутгер Хауэр появился в роли Джозефа Пича в телесериале-антологии в жанре хоррор «Нулевой канал».

Семья, любовь, жизнь

О своей личной жизни Хауэр распространяться не любил, так что достоверной информации о ней немного. Первый брак Рутгера пришелся на студенческие годы, когда он учился в Базеле. С супругой Хайди Мерз они разошлись довольно скоро, но от этого союза в 1966 году родилась дочь Айша. В 1987 году она сделала актера дедом – у Хауэра родился внук Лео. Со своей второй женой, художницей Инеке Тен Кейт, Рутгер встретился, когда начал работать в театре в конце 1960-х. При этом поженились они только в 1985-м. Рутгер и Инеке воспитывали совместного ребенка и большую часть года жили в Калифорнии.

Насколько известно поклонникам, актер не был зарегистрирован в «Инстаграме» и не любил социальных сетей. При этом в личном общении, как утверждают его коллеги, актер был замечательным и открытым человеком, который «рассмешит до слез и скурит все запасы табака». Артист основал собственную организацию по борьбе со СПИДом, а написав в 2007 году свою биографию, потратил вырученные от продажи книги средства на благотворительность. Кроме того, он был защитником окружающей среды и животных.

ГОВОРИТ РУТГЕР ХАУЭР

Актеру жизненно необходимо постоянно практиковаться. Нет на свете такого исполнителя или режиссера, который бы сказал: «Я сделал достаточно фильмов и теперь все понял о том, как это делается». Мне нравится давать возможность актерам или будущим актерам пробовать сколько душе угодно. Я стараюсь объяснить, что главное – это следовать за своими чувствами. Очень часто интеллект только мешает, сдерживает. Многие перестают доверять своему сердцу и интуиции.

Только жизнь учит по-настоящему, а не школа, которая лишь прививает навык думать, как все. Я очень много работал, когда в 15 лет удрал плавать на корабле. Мы плавали целый год, и я видел множество разных мест: Нью-Йорк, Чикаго… Мне безумно нравилось путешествовать, потому что каждый раз ты открываешь новое: людей, места. Все это расширяет горизонт, что актеру, безусловно, необходимо.

Я не много знаю о фильмах. И не так уж много смотрю, а когда смотрю, тут же забываю названия. Не думаю, что актеру так уж необходимо быть киноманом. Даже про само актерство в широком смысле слова знать необязательно. Есть сто тысяч разных способов играть.

Мой метод – это правда. Еще когда читаю сценарий, много думаю об истории, о своем персонаже, придумываю разное. Когда наступают съемки, у меня в голове уже много всего, что, как мне кажется, я должен делать. А дальше я следую указаниям режиссера. Мне нравится, когда мной руководят. Мне это необходимо. Не хочу обо всем думать сам.

Для меня все в фильме – танец: монтаж, движения камеры, отношения между партнерами по сцене и так далее. Это относится к каждому кадру. Каждый кадр рассказывает историю. И все, что мы делаем, – это иллюзия. Персонаж – он на самом деле не персонаж как таковой. Это набросок персонажа. Что вообще такое персонаж? Полтора часа на экране – это не так много, чтобы как следует рассказать про него. Так как же мы можем верить, что кого-то знаем в фильме? Например, «Попутчик» – очень темная сказка, можно сказать, ночной кошмар. Моя работа заключалась в том, чтобы заставить зрителя поверить, что мой герой может творить бог знает что, даже если это не показано на экране. Он словно призрак. У каждого фильма своя собственная правда. А больше всего кино похоже на сон. Все выдумка и сны. Притворство. Фантазия. Но это и великолепно. Кино по своей сути искусственно. И в то же время ужасно реально.