Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, проведенного при поддержке Агентства развития Мончегорска и посвященного туристической привлекательности Русского Севера. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.
Арктический город Мончегорск, расположенный в Мурманской области, обладает потенциальной туристической привлекательностью для двух третей опрошенных россиян.
Путешествуем по стране
Внутренний туризм в России набирает обороты. По данным мониторинговых опросов ВЦИОМ, этот тренд наметился задолго до пандемии, ограничений авиасообщения и визовых трудностей. Если в 2016 г. опытом путешествий по России за последние пять лет могли поделиться 35%, то в 2018 г. – уже 44%. После трехлетнего «туристического затишья» (2019-2021 гг.) показатель вырос до 48% в 2022 г. преимущественно за счет тех, кто совершал поездки по стране неоднократно – 2 раза и более (33%, +5 п.п. с 2018 г.). Возросший интерес к отдыху в России может объясняться, как внешними ограничениями и развитием отрасли в целом, так и возвращением на историческую родину региона с высоким рекреационным потенциалом. Впрочем, отождествлять внутренний туризм только с популярными пляжными курортами было бы серьезным упущением.
Неизведанная Россия
Одним из наиболее перспективных туристических направлений сегодня является Русский Север. Ледяные пустыни Арктики, таинственная культура коренных народов, завораживающие пейзажи и гастрономическое великолепие – далеко не полный список причин выбрать этот маршрут. Как писал Д.С.Лихачев, «сюда ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе нравственную целительную силу Севера, как в Италию, чтобы испытать целительную силу европейского Юга». Преимущества путешествий по нетуристическим маршрутам страны, в том числе по Северу России, сумел назвать каждый второй россиянин (52%). Для опрошенных одинаково важны интеллектуальная и эстетическая составляющая отдыха: два самых частых аргумента в поддержку таких поездок – возможность узнать свою страну и ее историю (20%) и насладиться красотами региона (18%). В числе менее популярных ответов – сравнительно низкая стоимость подобных путешествий (7%) и погружение в локальную культуру, знакомство с обычаями и традициями местных жителей (5%). Еще 4% сказали, что им интересен подобный отдых, столько же отметили безлюдность нетуристических мест (4%).
Назвать преимущества поездок по нетуристическим маршрутам оказалось проще наиболее социально активной и мобильной группе – молодым людям 18-34 лет (затруднились с ответом 25-27% vs. 49% среди 60+ лет). Чаще других их может привлечь красивая природа/достопримечательности (по 27%), возможность узнать обычаи и традиции местных жителей (по 9%), а также нетронутость мест (18-24 лет – 8%, 25-34 лет – 7%).
Такие ответы как «погружение в историю страны», «природное и культурное разнообразие» чаще звучали от москвичей и петербуржцев (27% и 24% соответственно) и россиян с высшим образованием (24% и 22% соответственно).
Жемчужина Заполярья, или город Мончегорск
Мончегорск – небольшой арктический город, расположенный в Мурманской области, имеет все шансы стать привлекательным местом для российских туристов. Его отличает выгодное географическое положение, относительная близость к обеим столицам, наличие горнолыжных курортов, природных заповедников, водопадов и озер.
В ходе опроса россиянам были озвучены природные достопримечательности города (озера Имандра и Лумболка, вид на Хибинские горы) и туристические возможности (яхтинг, рыбалка, катание на снегоходах и др.). В результате 68% ответили, что им было бы интересно посетить Мончегорск.
Северный туризм: драйверы роста
Развитие туризма на Русском Севере – одно из ключевых условий устойчивого развития региона, сохранения его культурного и природного наследия и привлечения новых инвестиций. На вопрос о том, что могло бы побудить отправиться в поездку по северным городам России, 57% опрошенных ответили «наличие разнообразных природных и культурных достопримечательностей». Второй по популярности ответ – разнообразие экскурсий по приемлемой цене (48%). В топ-6 наиболее значимых факторов при выборе маршрута по северным городам также вошли:
• история региона (45%);
• транспортная доступность до туристических объектов (43%);
• доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостелах (41%);
• местная кухня (41%).
Мотивация для путешествий по Северу имеет поколенческую специфику:
• Для молодых людей 18-24 лет чаще других возрастных групп важна история региона (55%) и местная кухня (59%), для 25-34-летних – наличие достопримечательностей (68%), доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостлелах (49%) и чистота населенных пунктов (45%).
• Россияне постарше (35-44 лет) обращают внимание на доступную стоимость разнообразных экскурсий (59%) и транспортное сообщение (транспортная доступность до туристических объектов – 53%, развитая транспортная инфраструктура в населенных пунктах – 45%).
Фото Максима Ковалева