Какие удивительные народы живут на Земле! Так хочется воскликнуть каждый раз, когда узнаешь что-то новое о населении планеты. Вот, к примеру, в горах Гиндукуша среди смуглых пакистанцев издавна живет племя чистейших блондинов. Называются они тоже весьма своеобразно – калаши.
Земля неверных
Общее число калашей сегодня – около 4000 человек. Они населяют горные долины Бумбурет, Румбур и Бирир, расположенные на северо-западе Пакистана между рекой Читрал и афганской границей. Район этот называется Читральским, а еще Кафиристаном, что в переводе означает «земля неверных». У народа есть свой, калашский язык, или калаша; он принадлежит к дардской группе индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи с базовым словарным запасом санскрита.
Вера у калашей тоже своя собственная. Ее удалось сохранить в веках благодаря историческим реалиям. Дело в том, что в 1893 году, после Второй англо-афганской войны (часть территории нынешнего Пакистана тогда была афганской) Британия и Афганистан подписали соглашение о так называемой «линии Дюранда». В результате калаши удачно остались под властью Читральского княжества, которое находилось под британским контролем. Это позволило народу сохранить свои культуру и религию. Сегодня автономию как этническому и религиозному меньшинству калашам гарантируют уже пакистанские законы. Например, в калашских школах ученикам не обязательно изучать исламоведение, а в законодательном органе провинции есть представитель от калашей.
Гандау и кундрик
Калаши, которые раньше, в стародавние времена, придерживались многобожия, сегодня свои взгляды несколько поменяли и верят в единого бога-создателя Дезау. Остальные божества национального пантеона теперь почитаются ими как полубоги или и вовсе духи. Еще калаши свято верят в фей, которые выглядят совсем как люди, живут высоко в горах и в случае разного рода внештатных ситуаций могут прийти на помощь.
Алтари у калашей внушительных размеров. Выполненные из камня и дерева, они в большинстве своем расположены под открытым небом. Над камнем, как правило, установлена можжевеловая или дубовая доска с закрепленными на ней лошадиными черепами. У алтаря принято приносить жертвы – в основном козлов, кровь которых, по поверьям, священна и защищает от злых сил. Жертвоприношение и общение с богами – прерогатива жреца, дехара. Простым смертным делать этого нельзя.
Иногда святилища бывают крытыми. Называются они джестакханами – в честь покровительницы домашнего очага богини Джестак, которая олицетворяет еще и жизненную силу народа. Здесь проходят как общие сходки жителей, так и религиозные церемонии в честь рождения или похорон. Калаши отмечают оба события с одинаковым размахом, веря, что и земная, и загробная жизнь должна быть безмятежной, а для этого следует хорошенько задобрить богов. Так что пир и танцы продолжаются несколько дней подряд при большом скоплении народа.
Несколько слов о похоронах. Раньше умерших соотечественников калаши не закапывали в землю, а просто клали тело в гроб и оставляли его на земле. В гроб могли положить орудия труда, которым человек занимался при жизни. И до сих пор на старых калашских кладбищах можно увидеть лежащие под открытым небом среди сгнивших досок человеческие скелеты. Сегодня так уже не делают, мертвых хоронят в земле. Традиции изменили, потому что нередко пришлые воры вскрывали и грабили гробницы. В качестве надгробных памятников сейчас наиболее состоятельные калаши устанавливают так называемые гандау – вырезанные из дерева фигуры. Их огораживают железным каркасом, а основание бетонируют, чтобы, часом, не украли. Люди победнее в качестве памятника ставят на могилу… плетеную кровать.
Кстати, установленная на шесте деревянная фигурка нередко красуется в поле или посредине деревни. Это кундрик, оберег от злых духов.
Часть калашских праздников связана со сменой природных сезонов. Весной они отмечают Йоши, праздник посева, осенью – Учао, праздник урожая, зимой – Чоймус, праздник богов природы, которых калаши просят ниспослать мягкую зиму и благодатные весну и лето. Во время Чоймуса каждая семья должна зарезать козу и угостить ее мясом любого, кто войдет в дом.
Чистые и нечистые
Живут калаши в домах, которые строят из камня, дерева и глины. Фасады зданий украшают розетками, радиальными звездами и замысловатыми греческими узорами. Из всех удобств в хижине есть стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Не так давно местные деревни были электрифицированы. В этом помогла Япония.
Калашские мужчины не особо выделяются на фоне соседей-мусульман. Они носят традиционную для региона одежду: шальвар-камиз, состоящий из широких штанов и длинной рубахи, и круглую шерстяную шапочку паколь. И только по прикрепленному к паколю птичьему перышку можно понять, что перед вами самый настоящий калаш.
А вот калашских женщин сразу можно отличить от мусульманок. Они одеты в черные платья, расшитые яркой вышивкой. Вышивкой и ракушками каури иукрашены и их головные уборы. Бусы из бисера завершают образ. Здесь верят, что пока женщины носят национальные платья, народ будет жить и здравствовать.
Что касается социальных ролей, то женщины традиционно выполняют домашнюю работу, собирают урожай с деревьев и заботятся о посевах. Мужчины сеют, пашут и собирают урожай с полей, охотятся на мелкую дичь и пасут скот. Последнее – прерогатива мальчиков старше семи лет и до женитьбы.
Женщины-калашки несколько более самостоятельны в выборе решений, чем их соседки-мусульманки. Например, даже если родители сговорились о свадьбе своих детей, девушка может от нее отказаться без ущерба для себя и выйти замуж за того, кто ей по душе. Ну а замужняя женщина имеет право уйти от мужа к новому избраннику. Правда, при этом новый возлюбленный должен заплатить за нее выкуп бывшему мужу.
Есть в жизни калашек и некоторые ограничения. Связаны они с представлением народа о мире. Согласно этим верованиям, вселенная делится на две сферы: онджеста и прагата, «чистое» и «нечистое». Причем это разделение не совсем тождественно привычному противопоставлению добра и зла, греховности и непорочности. Например, поля, которые дают людям хлеб насущный, считаются «нечистыми», потому что расположены в низине.
Нечистыми также считаются женщины во время месячных или родов. В этот период калашки могут жить только в нечистой зоне – в отдельной хижине (башали) на краю деревни, куда дозволяется добираться лишь окольными путями, чтобы ни в коем случае не встретиться с односельчанами. Еду в башали приносят родственники и оставляют ее у входа. Мужчины в башали заходить не имеют права. Женщинам же заказана дорога в святилища, которые относятся к сфере чистого, равно как и божества, горы и дикая природа. Впрочем, статус некоторых объектов меняется в зависимости от сезона. Например, летом хлев с козами считается нечистым, и работать в нем могут исключительно женщины, а зимой он становится чистым и доступным для представителей сильного пола.
Уникальные гены
Отличия в культуре и внешности породили самые разные гипотезы о происхождении калашей. Одна из самых популярных – версия о том, что калаши – потомки солдат армии Александра Македонского, которые пришли сюда в IV веке до нашей эры. Правда это или нет, доподлинно неизвестно. Но от соседних народов калаши явно отличаются. Более того, ученые пришли к выводу, что гены народа действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.
Существует и еще одна версия, по которой калаши – потомки народа, осевшего в горах Тибета во времена вторжения арийцев в Индостан. Тогда происходило большое переселение народов.
Самим калашам больше нравится быть потомками солдат Македонского. У них есть даже легенда об этом. Говорят, давным-давно в горах спрятались два раненых воина, а выхаживали их две местные девушки. Дело молодое… Отсюда и пошел необычный белокурый народ.
Легенды работают калашам на пользу. Как минимум, они привлекают внимание к проблемам общины. Сегодня в калашских деревнях активно строят новые инфраструктурные, образовательные и религиозные объекты. Все это делается в основном по инициативе иностранных подрядчиков, преимущественно греков, которые считают своим долгом помогать «братьям по крови», оказавшимся в стесненных условиях.
Один из подобных объектов – Музей калашской культуры, выполненный из камня и дерева, украшенный деревянными колоннами в ионическом стиле и македонской Вергинской звездой (характерными греческими деталями).
Еще в местах поселения калашей активно развивается туризм. Здесь строят отели, которые особенно активно заполняются в дни калашских фестивалей и праздников. Потому что это очень весело и очень интересно!