Удивительно, но факт: Санкт-Петербург расположен практически на меридиане Великой Пирамиды. И его вполне можно из Северной Венеции переименовать в Северные Фивы или Северный Мемфис. Благо многие детали в облике города – прямая отсылка к искусству далекой южной страны.
Таинственные сфинксы
Мода на египетский стиль пришла в Петербург на рубеже XVIII–XIX веков. Его различные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов, набережных. И самые узнаваемые из них – сфинксы.
Два аутентичных гранитных изваяния родом из древних Фив украшают пристань на Неве перед зданием Академии художеств с 1834 года. Когда-то очень давно, почти 3500 тысячи лет назад, они охраняли гробницу фараона Аменхотепа III. Сфинксы были найдены французскими археологами в ходе раскопок. А затем по решению Николая I, которого тоже затронула мода на все египетское, монументы выкупили у Франции. Правда изначально на пристани, спроектированной архитектором Константином Тоном в греческом стиле, планировали разместить укротителей коней Клодта. Однако для Академии художеств стоимость изготовления статуй в 425 тысяч рублей оказалась неподъемной. Так что, несколько переработав проект набережной, на ней поставили сфинксов.
Четыре чугунных сфинкса работы скульптора П. П. Соколова, по два с каждой стороны, украшали и Египетский мост на Фонтанке, построенный в 1826 году. В 1905 году, правда, мост обрушился, когда через него, маршируя в ногу, переходил отряд кавалерии. Мост восстановили лишь через 50 лет. Его украсили новые сфинксы, но они больше напоминают греческие скульптуры.
Два сфинкса из серого гранита лежат у входа в Строгановский дворец (работа Франческо Растрелли) на Невском проспекте. Они были перевезены сюда в 1908 году с пристани у дачи графа А. С. Строганова.
По образцу этих сфинксов были сделаны сфинксы на парадной террасе-пристани на Свердловской набережной. Они когда-то служили дополнением к архитектурному ансамблю усадьбы канцлера А. А. Безбородко. Между сфинксами был грот, а в гроте – источник с целебной водой. Оригинальные сфинксы таинственным образом исчезли еще в XIX веке, а восстановлены были в 1959–1960 годах. Правда, целебного источника в гроте больше нет.
Место прописки двух черных сфинксов – во дворе Санкт-Петербургского горного университета. Говорят, они помогают сдавать экзамены, и студенты, свято в это веря, часто просят симпатичные каменные изваяния о помощи.
Есть в Петербурге и еще сфинксы – на набережной Робеспьера. Монумент авторства Михаила Шемякина, установленный в 1995 году, посвящен памяти жертв политических репрессий. Прямо напротив – знаменитая тюрьма «Кресты». Выглядит скульптура устрашающе. Одна половина лиц у сфинксов – обычная, а другая, та, что смотрит на тюрьму, изображает череп, изрешеченный пулями. На постаменте также нанесены следы от пуль и выбиты строки знаменитых поэтов и писателей, которых коснулись репрессии. Говорят, сфинксы помогают вернуться домой невинно осужденным.
И прочие сооружения
Египетский дом. В 1911–1913 годах на Захарьевской улице появился доходный дом Нежинской. «Что в этом особенного?» – спросите вы. Ничего, кроме того, что фасад здания, построенного по проекту архитектора М. А. Сонгайло, напоминал парадный вход в храм египетской богини любви Хатхор в Дендере и был украшен египетскими символами защиты. Увлеченные египтоманы считали, что мистика Древнего Египта хранит жильцов дома. А еше, по городской легенде, поцеловавшиеся под его аркой всегда будут вместе. Ведь Хатхор хранит влюбленных, чьи чувства искренни.
Пирамида. В 1770 году по приказу Екатерины II в Царском Селе появился павильон «Пирамида», построенный по проекту архитектора В. И. Неелова. Императрице павильон не пришелся по душе, а потому через четыре года его разобрали и на этом месте реализовали проект архитектора Чарлза Камерона. С одной стороны «Пирамиды» есть вход, внутри – сферический купол с отверстием в центре, а в стенах – ниши, в которых во времена Екатерины установили имитации погребальных урн (почему-то римских). С противоположной от входа стороны, у подножия пирамиды, похоронены три любимые собачки Екатерины II. Когда-то места их погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями, но до наших дней они не дошли.
Египетские ворота были построены по приказу Николая I в 1827–1830 годах (проект архитектора Адама Меланеса) и служили обрамлением триумфального въезда в Царское Село. Справа и слева от ворот стоят трехэтажные караульные башни – в них жили солдаты, которые охраняли въезд в императорскую резиденцию. Башни украшены рельефными изображениями сцен из египетской мифологии и выполнены В. И. Демут-Малиновским по эскизам художника В. В. Додонова. В годы Великой отечественной войны ворота сильно пострадали. Сегодня они отреставрированы и выглядят как новенькие.
Зал Древнего Египта в Эрмитаже. В большом зале на первом этаже музея экспонируются предметы культуры и искусства Древнего Египта от IV тыс. до нашей эры до первых веков нашего времени: саркофаги, папирусы, скульптуры, украшения, мелкая пластика, есть даже мумия жреца. Начало египетскому собранию Эрмитажа, наряду с приобретенной Россией коллекцией итальянца Кастильоне, положила статуя Сехмет, несколько лет до этого простоявшая в Академии художеств.