В Театре Наций в декабре состоялась большая премьера – «Тартюф» в постановке Евгения Писарева. Роль Марианны в спектакле играет молодая актриса Мила Ершова. О проблеме взаимопонимания разных поколений, об одиночестве души, о том, как важно иметь рядом родственную душу и работать с единомышленниками, и о многом другом – в интервью для «Философии отдыха».
Мила, Евгений Писарев часто говорит, что его считают комедиографом. «Тартюф» не стал исключением? Это развлекательный, «зрительский» спектакль?
Думаю, совсем нет… Не могу назвать этот спектакль развлекательным. Скорее это драма, местами – драмеди в стиле сериала «Наследники». И если какие-то смешные моменты встречаются, то они создаются от точности и узнаваемости в нем нашей жизни.
Правда, в начале спектакля зрители еще ждут комедию, ждут, что Мольер в тандеме с Писаревым подарят спектакль легкий и смешной, но довольно скоро становится понятно, что постановка решена иным образом.
Евгений Писарев создает волшебную атмосферу, позволяя зрителям погрузиться в эмоциональный мир персонажей. Умело соединяя конфликт 400-летней давности с современными реалиями, он показывает, насколько деструктивен фанатизм в наши дни. Этот спектакль становится не только отражением прошлого, но и призывом к осмыслению настоящего, он напоминает, как в наше непростое время важна искренность и поддержка.
Считается, что «Тартюф» – первое произведение Мольера, где проявляются некоторые черты реализма. Расскажите немного о своей героине Марианне. Она напоминает современную девушку? Это характерная роль или, скорее, психологическая?
Моя Марианна – абсолютно современная девушка, которой совершенно не интересно, чем живут взрослые. Она от них максимально отстраняется и прячется в телефоне до тех пор, пока ее саму не коснется проблема: отец решает выдать ее замуж за Тартюфа.
В образе Марианны отражаются актуальные черты нашего времени. Мы живем в эпоху, когда подростков целиком поглощают технологии и общение в сети становится привычнее, чем живой диалог. Это приводит к отстраненности и нежеланию отвечать за свои слова и поступки. Да что говорить, если Марианна со своим парнем не смогла в стрессовой ситуации найти общий язык, и они успели друг друга за несколько минут «до смерти обидеть»? Как же тогда разговаривать с отцом, в отношениях с которым огромная пропасть?
Знаю, что в постановке используется новый перевод пьесы. Насколько текст осовременен? И, как вам кажется, почему сюжет «Тартюфа» остается актуальным?
Да, текст действительно взят новый, он осовременен, но, к счастью, без излишней пошлости. Действие разворачивается во Франции в наши дни, в большой буржуазной семье. Отец – богатый бизнесмен Оргон, не нашедший поддержки и любви у близких. Именно поэтому рядом с ним и появился Тартюф. Когда живешь в неспокойное время, когда каждый погружен в свои интересы, многие готовы обманываться кем угодно, лишь бы их выслушали, поняли, разделили боль и привнесли свет в их жизнь.
Наш спектакль – это исследование проблемы одиночества души. В нем мы стремимся показать, как часто человеку нужен верный друг, готовый просто выслушать и поддержать. И еще выясняем, что в мире поверхностных связей людям порой проще обманываться, чем увидеть жестокую реальность.
Каково молодой актрисе репетировать и играть на одной сцене с такими звездами, как Ирина Купченко и Ольга Науменко? Удается перенимать опыт от старших товарищей?
Репетировать с большими артистами – это прекрасно! О чем еще можно мечтать? Почему-то всегда было ощущение, что среди таких людей мне и место. Я себя гораздо лучше и увереннее чувствую рядом с крутыми актерами и большими профессионалами. Расцветаю, наверное. Очень люблю смотреть, как они работают, подмечать нюансы, расспрашивать об их подходах к роли. Еще я не устаю восхищаться актерской природой Игоря Гордина! Невероятный артист, очень тонкий, с огромной внутренней иронией. Даже не знаю, как раскусить его секрет… наверное, это природный дар.
Это не первый ваш проект в Театре Наций. Интересна судьба спектакля «Последнее лето». Его перенесли с малой сцены на основную, но попасть на него все равно невозможно. В чем секрет такого успеха?
Думаю, просто этот спектакль вышел в нужное время, в нужном месте, с правильными артистами. Еще – не знаю, влияет ли это, – но у нас внутри коллектива царит просто невероятная атмосфера. Мы очень нежно друг к другу относимся, искренне рады видеть, радуемся, сопереживаем, помогаем в случае чего. Также перед спектаклем нас объединяют совместные речевые и дыхательные разминки. И никто не относится к спектаклю формально. Мы играем его уже полтора года и до сих пор каждый раз в день показа делаем полный прогон. Эти закулисные нюансы создают верную атмосферу, которая передается в зрительный зал.
Когда соглашаетесь на ту или иную роль, что для вас становится определяющим фактором – режиссер, тема, герой? Согласились бы играть в «пустом» проекте, но за серьезное вознаграждение?
Пока что у меня такого опыта не было, и очень сильно надеюсь, что и не будет! Я отношусь к своей профессии с трепетом и любовью. У меня нет цели сняться абы где. Когда передо мной встает дилемма: сниматься в том, чему противиться душа, или вообще сидеть без работы, – со спокойной совестью выбираю второе. И прежде чем отказаться, никогда не узнаю, какой гонорар мне готовы были предложить, чтобы легче было сказать «нет». Такой вот лайфхак.
С кем из партнеров, с которыми вам доводилось работать в кино, было наиболее интересно? С кем вы всегда на одной волне?
На самом деле я большой везунчик. У меня всегда классные партнеры, которых я очень уважаю и с которыми большое удовольствие работать. Не хотелось бы вспоминать кого-то одного, а других обижать.
Создается впечатление, что вы работаете только в тех проектах, которые вам близки, хотя актерская профессия довольно зависимая. Как вам это удается?
Это абсолютно точное впечатление, и слава Богу, что оно создается и ассоциируется со мной. У меня такой склад характера, что я не могу заниматься чем-либо в компании людей, которые не близки мне по духу. Ведь сценарий, который мне не нравится, состоит не просто из неудачного сюжета и диалогов, за ним стоят люди, которые его написали, люди, которые решили реализовать его, которые перечитывают его изо дня в день и сценарий продолжает им нравиться… То есть уже сформировывается команда людей, с которыми у нас разные ценности, чувство юмора, вкус. И работать рядом изо дня в день будет насилием друг над другом. А мне бы очень хотелось, чтобы моя работа приносила мне удовольствие, мотивировала, дисциплинировала, развивала.