Для того чтобы встретиться с настоящим Марокко и искренним радушием местных жителей, понять, какие нити вплетены в ковер истории и культуры этой страны, не стоит тратить время на туристические Марракеш или Агадир. Маленькие города таят в себе очарование восточных сказок, и именно здесь самые пытливые смогут подобрать ключ к многочисленным символам, зашифрованным в орнаментах искусных мастеров.
Страницы истории
«Эль Магриб» переводится с арабского как «страна заходящего солнца». Выгодное географическое положение на стыке Европы и Северной Африки определило этнический состав, историю и культуру страны. Омываемая на юге теплыми водами Средиземного моря, а на западе – Атлантического океана, эта страна нередко испытывала внимание, зачастую весьма навязчивое, со стороны морских держав.
Первые торговые фактории здесь основали финикийцы, а затем в VII веке до н. э. на западно-атлантическом побережье их примеру последовали карфагеняне. Благодаря влиянию этих цивилизаций коренное население научилось добывать и обрабатывать железо, выращивать виноград. Но имя племенам, обитавшим на севере Африки, дали римляне, пришедшие сюда и основавшие самые южные города Священной Римской империи во II веке до н. э. Римляне прозвали их «берберы», что в переводе с латыни означает «варвары».
История Марокко как независимого государства началась только в VII веке с приходом ислама, а основоположником марокканской государственности принято считать Идриса ибн Абдаллаха, шиитского имама, бежавшего из Дамаска. Под знаменем пророка, а имам был одним из потомков Мухаммеда, ранее враждующие племена были объединены, и страна начала активно развиваться и завоевывать территории. Важно, что при этом берберское наследие не утрачивалось, а переплеталось с арабской вязью, сохраняя свою аутентичность. Именно поэтому в наши дни Марокко обладает такой яркой самобытной культурой: почти половина населения страны – арабы, а вторая часть – берберы, которые, в свою очередь, представляют многочисленные племена и этнические группы.
До наших дней Марокко сохранило монархическую форму правления – возможно, благодаря тому, что находящимся у власти арабским династиям приходили на смену представители знатных родов берберов. Наивысшего расцвета Марокко достигло во времена правления династий Альморавидов и Альмохадов в XI–XII веках. Территории могущественной в то время империи Магриб простирались до Сарагосы в Испании, включая Гранаду, Севилью, Валенсию. Под властью Магриба также находилась часть Португалии и Алжира.
Шефшауэн – Андалусия
Когда в результате Реконкисты в конце XV века мавры-мусульмане, а вместе с ними и евреи, были вынуждены вернуться в Марокко, они основали город Шефшауэн. Этот город был создан по образу и подобию их родных мест в Андалусии, при этом место объявили священным, под страхом смерти запретив неправоверным доступ в него.
Так как город был закрыт для контактов с внешним миром на века, он сохранил свой средневековый облик. Интересно, что до начала XX века здесь побывали всего три европейца. Первым в 1883 году город посетил французский исследователь Африки и миссионер Шарль Эжен Фуко под видом раввина, но всего лишь на один час. Вторым в конце 1880-х годов в Шефшауэн в одежде мавританского торговца попал корреспондент The Times Уолтер Харрис. А вот последнему, миссионеру из Америки Уильяму Саммерсу, повезло меньше всех: его после проникновения в город в 1892 году отравили.
Шефшауэн открыли для посещения только в 1912 году, когда Франция по результатам Фесского договора получила протекторат над Марокко. Шефшауэн расположен на склонах Рифских гор, поэтому здесь всегда немного холоднее, чем в других регионах страны.
Но не только своей историей и расположением интересен этот город: основатели окрашивали стены медины, Старого города, в небесно-голубые цвета, которые напоминали им о Боге. Сегодня Шефшауен выглядит как остановившийся во времени. Он залит всеми оттенками синего, от василькового до лазурного, а в медине продолжают жить простые люди. Кажется, здесь недавно прошел дождь, только вместо воды с неба кляксами падали краски – сульфат яркого солнечного дня, бледно-васильковый цвет сумерек или лавандовый отенок закатного неба. Даже в плохую погоду или перед наступлением ночи царит особенная атмосфера, как будто прикасаешься к чему-то невероятному, сказочному. Из-за близости гор основное население города – берберы, но настоящие хозяева Шефшауэна – кошки. Они здесь повсюду, вальяжно растягиваются на дорогах, бесцеремонно делят добычу или гоняют собак.
Мекнес – Версаль
Еще один город, в котором несложно потеряться во времени, – это Мекнес, одна из трех старинных столиц Марокко. Сейчас он меркнет в блеске своего соседа, туристического города Фес, но в 1673 году, когда Мекнес был основан тогдашним правителем Исмаилом ибн Шерифом, он снискал славу «марокканского Версаля». О размахе можно судить, например, по развалинам царской конюшни Руа, которая была одной из самых больших в мире и вмещала 12 тысяч жеребцов.
Ворота Баб-эль-Мансур также были построены по инициативе Исмаила ибн Шерифа, их архитектором стал узник Мансур Ла Риш. Они не только украшены искусными узорами и мозаикой, но и дополнены колоннами, привезенными из основанного римлянами Волюбилиса.
Эти ворота были главным входом в имперский город, перед ними простирается площадь Эль-Гедим. По размеру она, конечно, уступает знаменитой Джема-эль-Эфна в Марракеше, но по атмосфере, возможно, даже лучше передает настоящий марокканский колорит. По вечерам, как и ее старшая сестра, площадь заполняется всевозможными гадалками, актерами традиционного марокканского театра, заклинателями змей и, конечно, музыкантами гнауа.
Но какой праздник без еды? Здесь можно попробовать все, от традиционного марокканская чая с мятой и огромным количеством сахара до супа из улиток, который, по утверждениям местных, полезен для желудка.
Большое отличие Мекнеса от Феса или Марракеша состоит в том, что в Старом городе, медине, продолжают жить местные жители, поэтому прогуляться по нему и по находящимся здесь соукам (рынкам) можно спокойно, не боясь навязчивых зазывал. Кроме знаменитых медресе Бу Инания и мавзолея Мулая Исмаила, дворца Дар Джамаи и большой мечети стоит уделить внимание и более прагматичным памятникам архитектуры, а лучше даже остановится в них.
Среди соуков специй, ювелирных украшений или изделий с вышивкой затерялись ничем не примечательные снаружи здания – традиционные риады. Это архитектурное решение пришло в Марокко еще из Древнего Рима и очень удачно вписалось в местную культуру, так как позволяло скрыть частную жизнь от посторонних глаз. Идея состояла в том, что дом или дворец строился вокруг внутреннего дворика, патио, в котором зачастую находились сад или фонтан. Большинство, если не все, окна дома выходили во дворик, а не на шумную улицу, это позволяло обеспечить тишину, прохладу и уединенность. Сейчас многие риады переделаны в небольшие гостиницы, где у постояльцев есть возможность почувствовать себя в восточной сказке. Также обязательно стоит поужинать или пообедать в домашних ресторанах – такой формат не только позволяет попробовать за приемлемые деньги действительно домашнюю кухню, но и пообщаться с гостеприимным хозяином.
Эс-Сувейра – Бретань
Еще один город, который таит в себе очарование Востока и носит на себе отпечатки других культур, Эс-Сувейра, находится на атлантическом побережье юга Марокко. Морской порт здесь появился еще в VII веке до н. э. при финикийцах, а позднее он использовался и римлянами. Здесь во времена Августа и до заката Римской империи из ракушек моллюсков производили пурпурный краситель, считавшийся показателем высокого статуса человека, облаченного в тогу этого цвета.
Со временем Эс-Сувейра стал не только конечной точкой караванного пути через Сахару, но и рынком, на котором можно было купить все, вплоть до рабов. В XV веке сюда пришли португальцы и, назвав город Могадором, расположили здесь свой порт и военный гарнизон. Окончательный облик город обрел в 1765 году, когда султан из династии Алауитов Мохаммед III Бен Абдалла решил превратить его в крупнейший порт страны.
Могадор был переименован в Эс-Сувейру, что означает «хорошо спланированный». И действительно, прямые улочки, словно нанесенные на карту по линейке, могут напомнить Васильевский остров в Петербурге, однако вдохновение приглашенный французский архитектор Теодор Корну черпал не на берегах Невы, а в Бретани. Французские военнопленные возводили крепость, городские стены и медину по образу городка Сен-Мало. Может быть, из-за такой романтичной и противоречивой истории или благодаря живописным белым стенам домов с лазурными ставнями и бесчисленным ярко-синим лодкам в порту город стал излюбленным местом богемы. Со всего света сюда стекались художники, писатели, музыканты, ремесленники. Дух свободы, который приносит ветер с Атлантики, привлек в 1960–1970-х годах в Эс-Сувейру хиппи, а вместе с ними и знаменитого гитариста Джимми Хендрикса.
Город приятно исследовать, прогуливаясь по живописным улочкам медины, наблюдая за размеренной жизнью местных жителей, попивая марокканский чай в кафе, но самое интересное место, куда можно возвращаться снова и снова, – порт. Это царство рыбаков, хрупких синих лодочек и агентской сети чаек. Благодаря удачному месторасположению Эс-Сувейры его называют «королевством сардин». Однако на ежедневном рыбном аукционе закупщики из ресторанов и поставщики рыбы могут найти не только эту разновидность селедки. Здесь вылавливают все что угодно, начиная от крабов и осьминогов и заканчивая акулами и муренами. Чтобы увидеть это традиционное действо, в порт надо прийти рано утром, а днем можно запросто побаловать себя недорогими рыбными деликатесами.
Сиди-Ифни – Испания
Южнее, близко к границе с Западной Сахарой, расположился еще один миниатюрный город-порт, основанный чужестранцами, на этот раз испанцами. В 1476 году Диего Гарсия де Эррера обосновался здесь и дал новому городу имя Санта-Крус-де-ла-Мар-Пекенья. Город играл важную роль в торговле рабами и рыбной ловле. Уже через 50 лет марокканцы отвоевали город и владели им до 1860 года, когда в результате испано-марокканской войны город вновь отошел испанской короне.
Сегодняшний эклектичный облик, в котором смешались испанское ар-деко и традиционные марокканские мотивы, город получил в 1930-е годы. Более 60% его населения были испанцами, улицы назывались calle, и даже после того как Марокко получило независимость в 1957 году, Испания не хотела расставаться со своим анклавом, но все-таки под давлением мирового сообщества в 1969 году уступила, и город обрел новое имя – Сиди-Ифни.
Это уютное тихое место привлекает не только интересной архитектурой и открытостью местных жителей – суровые воды Атлантики манят множество покорителей волн. Жемчужиной этого побережья можно смело назвать песчаные арки. Чтобы посмотреть все арки и понаблюдать за жизнью рыбаков и сборщиков мидий, лучше всего отправиться на прогулку по побережью до пляжа Легзира. Совершить этот приключенческий марш-бросок на 10 километров рекомендуется на восходе солнца, пока с приливом вода не начала подниматься, перекрывая пути прохода. На рассвете пылающие красным цветом арки настолько живописны, а побережье безлюдно, что этот момент магического единения с природой останется в сердце смелого путешественника навсегда.
Текст: Ольга Забойкина