Рубрики

ВСЕ ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА, ИЛИ ПЕРВЫЙ В МИРЕ

Его величество случай правит историей! Событие цепляется за событие – и вот они, последствия, неожиданные и непредсказуемые! И рождение первого в мире автомобиля — не исключение. Впрочем, обо всем по порядку.

История рождения

Кто же придумал автомобиль? Если быть объективными, то создатель его – не один человек. Это плод работы коллективного разума, на разработку которого ушли даже не десятки, сотни лет.

Так, например, первые чертежи я принадлежат у Леонардо да Винчи. В конструкции, изобретенной великим художником, применен пружинный привод. В 2004 году группа экспертов музея науки Флоренции сумела восстановить автомобиль по чертежам Леонардо, тем самым доказав, что мысль его двигалась в правильном направлении.

Русский механик Иван Ползунов в 1765 году первым построил паровую автоматическую машину, а в 1769 на ее основе была сконструирована повозка для перевозки артиллерии. Автором ее стал французский изобретатель Никола Кюньо. Она была тяжелой, очень большой и двигалась со скоростью 4 км в час. 12-15 минут конструкция ползла, после чего должна была примерно столько же отдыхать. Ползучая великанша была плохо управляемой и стены нескольких парижских домов по этой причиной пали ее жертвой.

Работал над проектом автомобиля и еще один известный русский изобретатель, Иван Кулибин. В 1791 году он придумал коляску-самокатку, которая напоминала карету, но была легче ее. Карета крепилась на трех колесах, два больших находились сзади, а маленькое – впереди. Пассажир располагался впереди, а «шофер» сзади и вставлял ступни в специальные туфли, прикрепленные к повозке. Водитель приводил повозку в движение, поднимая и опуская ноги. Устройство двигалось довольно быстро, а на поворотах скорость можно было сбавлять, регулируя ее ногами. Изобретение Кулибина не было примитивным. У коляски имелись подшипники и коробка скоростей такой сложности, которой не было в самокатах более позднего периода.

Первый в мире

Трехколесным был и первый в мире самодвижущийся экипаж с бензиновым мотором. Его в 1886 году изобрел немецкий инженер Карл Бенц. Двигатель экипажа мощностью 0,9 л.с. располагался горизонтально над осью задних колес, которые приводились в движение посредством одной ременной и двух цепных передач.  Источником питания для системы зажигания служила гальваническая батарея. Горизонтально под двигателем располагался маховик, который служил для его запуска двигателя и создания равномерного вращения. Максимальная скорость движения авто составляла 16 км/ч. Изобретение сразу же запатентовал. Иначе его мог бы оспорить другой немецкий изобретатель, Готлиб Даймлер, который в то же самое время собрал экипаж с бензиновым мотором, а годом раньше – первый мотоцикл и карбюратор.  Но Бенц получил патент первым. А потом его автомобиль… угнали.

Ищите женщину!

Изобретение стояло под навесом – и вдруг исчезло. Вот как вспоминал об этом событии сам Бенц.

» Их было трое, действовали они согласованно и дружно. В мой автомобиль они были влюблены так же, как я сам. Но они требовали от него больше, чем я… Они хотели испытать похищенный автомобиль, проехать на нем 180 километров по неровной дороге. Компания с бродяжническими наклонностями состояла из моей жены и обоих сыновей».  Итак, супруга Бенца Берта за рулем мужниного изобретения отправилась погостить к родственникам в небольшой городок Пфорцхейм. Удивительная безлошадная повозка вызвала среди жителей городка настоящий фурор – все высыпали на улицу, чтобы увидеть это чудо техники.

Вскоре об этом случае узнала вся Германия, причем пресса обратила внимание не столько на путешествие, сколько на сам автомобиль Бенца. С этого момента и началось повсеместное увлечение автомобилем. Так предприимчивая супруга Бенца сыграла решающую роль в успехе своего мужа. Как и первый автомобиль, путешествие Берты заняло свое заслуженное место в истории — этот марафон длиной в 180 километров принято считать первым в истории автопробегом.

Победа!

Через два года после описываемых событий, в 1893 году Бенц представил публике свой новый автомобиль — четырехколесный, оснащенный только что запатентованной шкворневой системой поворота управляемых колес двухместный экипаж с полностью закрытым моторным отсеком и двигателем мощностью около 3 л.с. Своему творению Бенц дал победное имя «Виктория». Дела изобретателя шли в гору. Окрыленный успехом, Карл решил создать целую серию авто, добавив к мощной «Виктории» облегченную модель «Вело», четырехколесный модернизированный вариант первого экипажа. Выпуск «Вело» начался в 1894 году. За три года свет увидел 381 автомобиль. Так что «Вело» по праву считается первым автомобилем серийного производства. Этот экипаж стал прообразом первого российского автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, собранного конструкторами   Яковлевым и Фрезе.   Изготавливали его частями, двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. Ни одного экземпляра, увы, не сохранилось. Но вирус автомобилестроения уже захватил мир и не отпускает его по сей день.