ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯРубрики

Анна Котова-Дерябина: «Кажется, скорость – мой конек»

Снимаясь на заре карьеры в эпизодах и ролях второго плана, актриса Анна Котова-Дерябина пришла и к своим главным ролям, одна интереснее и серьезнее другой, и к своим любимым режиссерам. А глубокое понимание профессии у нее сложилось еще во время учебы в РАТИ благодаря наставлениям мастера В. В. Теплякова. Подробности – в свежем весеннем интервью.

Анна, свой первый серьезный опыт работы в кино вы получили в 2007 году на съемках сериала «И все-таки я люблю…» Что дал вам этот дебют? Как складывались отношения с более маститыми колегами?

Я в первый раз оказалась на профессиональной площадке и про технические моменты тогда не знала ровным счетом ничего. Дубли, крупные планы – все было незнакомо. Я была в шоке, всего боялась, но режиссер Сергей Гинзбург очень поддержал меня, да и все были внимательны и помогали. Я только выпустилась из РАТИ и помню, как еще немного театрально играла, ведь в институте не учат работать в кино. Эту разницу я поняла наглядно, когда посмотрела запись и подумала: «Ой, Господи, что же я так стараюсь?..» Потом успокоилась: если мою роль не вырезали, значит, в целом получилось неплохо. На съемках пришло понимание, как все происходит, на что мне надо обратить внимание, чему еще научиться.

Затем в вашей актерской карьере случилось небольшое затишье, и вы окончили Школу телевидения. Вы допускали, что можете поменять профессию?

Конечно, было непонятно, как все сложится… Я разносила свои фотографии, пыталась пробиться в кино, но особых предложений не было. Надо было идти дальше. Просто так сидеть дома без дела я не могу, тем более, что мне был всего 21 год, хотелось двигаться, действовать. Я заработала немного денег и решила их вложить в себя – пошла учиться в Школу телевидения. Потом стажировалась две недели на канале ТВЦ, как корреспондент писала свои тексты, и главный редактор мною даже был доволен. Но тут меня позвали на читку в Театр.doc, и я подумала, что это судьба, знак. А телевидение – это, конечно, совсем другая история, немного не моя.

 

Театр.doc известен своими злободневными, актуальными постановками, основанными на реальных событиях. А в классическом репертуарном театре вы могли бы работать?

В то время, думаю, я была не готова к большому театру. Да и особо не было у меня рвения, я не грезила никогда театром. Сейчас отдельный спектакль на контракте готова сыграть с удовольствием, но не больше. Думаю, хорошо, что я не попала в юности в труппу: неизвестно, как бы все сложилось, засосало бы меня или я бы смогла выплыть.

Ваш последний спектакль в Театре.doc – «Пушкин и деньги». Александр Сергеевич для вас открылся по-новому?

Этот спектакль – рассказ о материальной стороне жизни великого русского писателя. Мы думаем о Пушкине в категории «наше всё», а ведь он был семейным человеком, которому нужно было зарабатывать. Мы считаем его обеспеченным дворянином, но это лишь вершина айсберга, а там еще много нюансов. Спектакль дает массу информации о жизни, характере, затратах Александра Сергеевича… Очень интересно узнать, как была устроена его жизнь, совсем не легкая и не простая.

Анна, вы окончили в РАТИ курс П. О. Хомского и В. В. Теплякова. Скажите, каким принципам своего мастера вы стараетесь следовать?

В основном с нами работал Валентин Васильевич Тепляков, Царствие ему Небесное. Он был приверженец классической драматической русской школы и заложил в нас основу профессии и уважение к ней, учил трогать человеческие души и делать это искренне, не фальшивя, а еще всегда быть здесь и сейчас. И я так работаю: стараюсь на 150% присутствовать в моменте и дотошно, насколько могу, занимаюсь разбором того, что играю, чтобы понимать задачу и быть искренней в этом.

Не быть дилетантами в профессии – вот главное, что в нас взращивал мастер. Ну когда что-то сыграл, денег заработал и ладно… Вот я так не умею и стараюсь отдаваться делу на полную. Именно это мне и помогло дойти до той точки, где нахожусь сейчас. Даже в самом начале, когда про меня никто не знал, я все равно делала все от и до, была в этом искренней. Люди это видели, обращали внимание и приглашали меня в другие проекты. Я благодарна своему мастеру, что он во мне это зерно посеял, и надеюсь, что с достоинством это знание несу.

Какое свое актерское умение или навык вы считаете самым важным?

Думаю, гибкость и скорость. Я стараюсь находиться в диалоге с режиссером и своими партнерами. Если что-то не получается, пытаюсь понять, почему, и найти точки соприкосновения. И я слышу замечания, сразу делаю то, что режиссер мне сказал. Могу быстро переключиться в одну или другую сторону, куда потребуется… Гибкость, умение быть в моменте и быстро меняться в соответствии с задачей очень важны для кино, где все надо делать быстро, и ни у кого нет времени ждать, по как ты сообразишь, что тебе изменить.

Анна, у вас достаточно обширная фильмография, вы снимались в самых разноплановых картинах. Какие сцены даются сложнее всего?

Наверное, драматические сцены, где нужно показать открытые эмоции, например, внезапно разразиться слезами… Всегда почему-то боялась таких сцен. Сейчас я уже поднабралась своих инструментов, понимаю, что надо делать и как, но все равно у меня к этим моментам особое, аккуратное отношение.

А если выбирать жанр, то где вам сниматься интереснее – в комедии, драме, детективе?

Мне везде интересно, я все люблю и не могу выбрать… Проще говоря, люблю свою профессию! Это ведь все разное… Такой же выбор, как между яблоками, апельсинами и бананами. Я люблю фруктовый салат! (Смеется)

А с кем из режиссеров вам хотелось бы поработать снова и почему?

Не буду говорить о Боре Хлебникове и Илье Куликове, с ними и так все понятно, это мои братья по профессии… Но, слава Богу, много хороших режиссеров, с которыми я бы поработала снова и снова. Сейчас у нас как раз на «Старте» вышел фильм «Многоэтажка» Антона Маслова. Он просто потрясающий режиссер!.. Антон работает с актерами невероятно круто: очень точно дает задачу, понимает актерскую психику, знает, что ему нужно как режиссеру и как этого от актера добиться. Далеко не все умеют это делать, а он вот умеет.

В недавно вышедшем сериале «Сестры» вы сыграли среднюю сестру Машу, которая активно борется за свое место под солнцем и пытается отодвинуть сестер-конкуренток. А вы сами по жизни борец или нет? Есть в этой Маше что-то от вас или пришлось изобретать образ с нуля?

Что-то общее есть, безусловно. Я борец, но не такой наглый и агрессивный, как Маша. Я борюсь сама с собой, если надо, и с обстоятельствами. Я борец-философ по жизни, наверное: целеустремленно иду туда, куда мне надо и хочется, но делаю это мирно, не расталкивая никого. Маша, конечно, резче, и если ей нужно что-то взять, то гори все остальное синим пламенем. Мне это не присуще. Иногда, может, и хотелось бы, но я так не умею. А у Маши есть настоящий боевой дух, и ей, что особенно интересно, плевать на мнение окружающих. Мне этого не хватает.

В 2022 году выходит еще несколько проектов с вашим участием: «Лампа», «Кунгур», «Киллер». Съемки уже завершены? Можете в двух словах рассказать о ваших новых героинях?

В сериале «Лампа» пока снят только пилотный выпуск, а другие два фильма ждут выхода. Чтобы не было спойлеров, могу только сказать, что это совершенно разные жанры и истории: «Киллер» – драматический триллер, а «Кунгур» – драма чистой воды. И героини у меня абсолютно непохожие.

Анна, с 2009 года вы работаете еще и как актриса дубляжа. Как вы попали в эту историю? Какими качествами должен обладать актер, чтобы успешно дублировать другого?

Мой знакомый, режиссер Александр Вартанов из Театра.doc, прекрасный талантливый человек, позвал меня продублировать – сначала эпизодик, потом роль побольше, потом главные уже роли. Это другая ветвь профессии, когда ты должен встроиться в характер актера на экране и голосом прожить его эмоции, пройти определенный путь вместе с ним. Интересная специфика, при этом тоже нужны навыки быстрого реагирования, потому что надо попасть в скорость реакций, в липсинг, то есть в движение губ, чтобы все было верно сказано за отведенное время и с нужным посылом. В дубляже очень важна мобильность, ты должен быстро и точно работать. Кажется, скорость – вот мой конек (смеется). Я все это умею: быстро чувствовать, схватывать, перестраиваться. Но, конечно, не всем будет удобно в таких условиях работать.

Анна, вы верите в спасительную силу искусства? В то, что если искусство и не спасет мир, то поможет людям пройти сложные времена?

Конечно, верю и сейчас особенно. Ведь культура – это про созидание, про что-то высшее, что должно нас немножко превозносить над обыденностью, делать нас в чем-то лучше. Задача культуры, искусства – если не обогатить, то хотя бы отвлечь от повседневных проблем, развлечь, заставить людей посмеяться или поплакать. Сейчас это особенно важно. В этом и есть смысл нашей работы – помочь людям прожить свои эмоции или получить немного позитива. Это просто необходимо для психологического здоровья, потому что не все умеют находиться в сложных состояниях, а кино, театр, книги, музыка помогают людям соприкоснуться с их чувствами. И это очень важно, я считаю.

Раз уж поездки заграницу сейчас закрыты, давайте поностальгируем и вспомним ваши любимые места. И заодно поделитесь, пожалуйста, какие маршруты по России вы себе наметили?

Мне очень понравилось в Риме, это потрясающий город. Еще обожаю Англию, где живет моя близкая подруга, там в целом мне приятно и комфортно. Из морских направлений любимое – Кипр: не нужно далеко ехать, хорошее море и дружественная атмосфера.

В России я ни разу не была на Байкале и на Алтае, надо будет обязательно съездить. Сейчас, думаю, все по этим направлениям устремятся. А так благодаря профессии я много где побывала – и в Мурманскую область попала, и на Белое море, и северное сияние видела… Россия – красивейшая страна, есть куда ездить и что изучать.

Беседовала Светлана Губанова