Название этого народа многие слышали, но не многие знают, о ком, собственно, идет речь. Некоторые вспомнят, что живут алеуты на Дальнем Востоке, в России и в Америке, на Командорских и Алеутских островах. Некоторые даже скажут, что алеуты носят странные шапки с сивучьими усами, развевающимися на ветру. На этом, пожалуй, все. Пора восполнить пробел в знаниях. Вот несколько интересных фактов об алеутах.
От агрессии до дружбы
Свое название мужественный народ Аляски получил от первооткрывателей одноименных островов. «Алиат» в переводе с чукотского означает «остров», а «алиут» – это островитянин. Ну а сами себя алеуты называют унанган или унангас. И хотя алеуты монголоиды, кожа у них более светлая, чем у чукчей и эскимосов.
Русские впервые познакомились с алеутами в ходе экспедиции Витуса Беринга на Алеутские острова в XVIII веке. Те на появление чужаков отреагировали достаточно агрессивно, даже умудрились уничтожить три их судна. Русские тоже в долгу не остались: разрушили несколько селений и не пощадили жителей. Однако прошло время, и все примирились. Русские купцы, падкие на «экзотику», начали крутить романы с алеутками и даже жениться на них, а алеуты активно торговали с бывшими недругами, продавая им пушнину, китовый ус и жир. Русские промышленники открыли в Охотске и на Камчатке школы, где наиболее способных алеутских детей обучали русскому языку. Заимствовали алеуты у русских и многие предметы труда и быта, сделав их неотъемлемой частью своего традиционного уклада жизни.
На нынешней российской территории алеуты появились благодаря русским купцам: промысловых рабочих числом 493 привезла на Командорские острова Российско-Американская компания. Те стали российскими подданными. В 1867 году, когда Аляска перешла к США, российские алеуты занимались пушным промыслом, охотой и рыбалкой. Теми традиционными занятиями, что всегда их кормили.
Подводные люди
Алеуты были непревзойденными рыбаками и охотниками. Их даже прозвали подводными людьми, потому что их каяки и байдарки были почти незаметны на воде и двигались с поразительной быстротой. Рыбу алеуты ловили на удочки с лесками, сделанными из водорослей, к которым прикрепляли крючки, а сети плели из китовых жил. Сетями ловили и птиц: на концы сети прикрепляли грузила и, раскрутив, бросали в стаю. Для этой же цели использовали сачок на длинной палке. Морских животных добывали с помощью копий и гарпунов, при этом нерп подманивали специальными манками, которые имитировали голос самки. Из шкур шили одежду, жир служил для освещения жилищ, в дело шли даже внутренности и кости: например, из желудков морских львов делали сосуды для хранения припасов.
Алеутки без дела тоже не сидели: женщины собирали на берегу моллюсков и морских ежей, ходили по ягоды и за травами. Еще они были искусными мастерицами: плели из травы циновки, корзинки, сумки, травяными нитями вышивали одежду. Вспомогательным инструментом в плетении служили… длинные ногти, которые женщины специально для этого отращивали. С годами, в результате постоянных нагрузок, не только ногти, но и сами пальцы деформировались и выглядели подчас довольно странно.
Чему верить?
С середины XVIII века алеуты начали активно переходить в православие. Доходило до того, что, уверовав, они сами становились миссионерами. Например, Пётр Алеут был даже причислен к лику святых как мученик за веру. Хотя изначально алеуты были анимистами. Духи предков были для них главными объектами для почитания. Они вырезали их изображения из камня, кости, дерева, и эти изображения служили амулетами, оберегами, которые передавались из поколения в поколение. Еще у алеутов был распространен шаманизм. Традиционный шаманский костюм символизировал птицу, ведь именно птица считалась посредником между миром духов и миром людей. Во время ритуальных танцев шаман всегда использовал погребальную маску. Она была деревянной, и на ней изображались либо духи – помощники шамана, либо лица «сильных племени сего». Некоторые погребальные маски во время священного танца шаманам приходилось удерживать зубами, поскольку уронить столь значительный предмет было никак нельзя.
А еще вера позволяла алеутам предлагать своих жен в качестве ночного презента дорогим гостям. Да и вообще многоженство и многомужество не возбранялись. Однако это не исключало обязанности для будущего мужа «отрабатывать» свою невесту. Некоторое время он должен был прожить в семье ее родителей, помогая им вести хозяйство. Родство считали по материнской линии, однако власть вождя наследовалась по мужской.
Алеутские похороны были не менее экзотическими, чем их жизнь. Через пятнадцать дней после смерти забальзамированное тело умершего, которое все это время лежало дома, одевали в погребальную одежду, заворачивали в рогожу и шкуру, снятую с обтяжки его байдарки, перетягивали ремнями и сетью из сивучьих сухожилий и сажали в своеобразный гамак, закрепленный между двух столбов. Гамак переносили в грот, место последнего упокоения. Вместе с покойным хоронили и его рабов, которых безжалостно отправляли на тот свет вслед за хозяином. Рабами были, как правило, пленные, захваченные в стычках с другими племенами, и «деклассированные» элементы. Некоторые хозяева имели по десятку и более рабов.
Заходите в барабору
Именно так назывались традиционные жилища алеутов, своеобразные полуземлянки. В каждой обитало по несколько семей. Строились бараборы на побережье, на возвышении, чтобы и добычу забредшую не прозевать, и врагов не проглядеть. Стены бараборы укрепляли китовыми костями и корягами, крышу покрывали дерном, травой и шкурами. Летом в такой дом заходили через люк на крыше по лестнице, сделанной из бревна, а зимой – через полуподземный коридор. Для освещения пользовались лампами, заправленными животным жиром. В таких условиях алеуты жили вплоть до XIX века, когда после знакомства с европейцами начали строить обычные наземные дома.
Одежда имеет значение
Одежда алеутов также была достаточно своеобразной. Взять хотя бы головные уборы – чугудеки, которые делали представителей сильной половины похожими на птиц. Шапку выдалбливали из дерева, распаривали и придавали ей форму треуголки со скошенным затылком, затем раскрашивали, отделывали пластинками из моржового клыка, бисером, кожей, красили, а в боковые отверстия вставляли усы сивуча, на которые нанизывали бусины, количество которых сообщало присутствующим об охотничьей удаче владельца шапки. По шапке можно было узнать и его социальный статус. Если верх был закрытый и надевался на капюшон верхней одежды, то перед вами вождь собственной персоной, если шапка без верха – рядовой охотник.
В остальном же и мужчины, и женщины одевались одинаково. Традиционно носили парки из меха морского котика или калана, а капюшон и рукава затягивали шнурками. Поверх надевали непромокаемый «плащ» из кишок морских животных с глухим воротом и капюшоном. Ну а праздничная одежда была украшена яркими полосами и бахромой. Летнюю одежду шили из кишок морских животных и птичьих шкурок и из травы, конечно.
Рассеянные по миру
Община алеутов всегда была достаточно закрытой. В 1932 году, при советской власти, Алеутский район Камчатского края получил статус национального, однако русских на этой земле становилось все больше, а представителей коренного народа все меньше. Расходясь по городам и весям, они постепенно теряли национальную культуру, мало-мальски значимых народных промыслов не сохранилось, и постепенно этот народ просто растворился, рассеялся и практически исчез. Впрочем, его численность всегда была небольшой. Уже в XVIII веке алеутов насчитывалось всего-то 8–10 тысяч человек, к началу XIX века их было 2 тысячи, а сегодня – 350 человек. В России единственное место компактного проживания алеутов – село Никольское в Камчатском крае. Там живут два десятка носителей алеутского языка.