АНДРЕЙ БУРКОВСКИЙ: «ДЛЯ МЕНЯ НЕИМОВЕРНО ВАЖНА ДРУЖБА»

Беседовала Анна Сиротина

Актер театра и кино, артист МХТ им. Чехова и главный герой сериала «Звоните Ди Каприо» Андрей Бурковский в эксклюзивном интервью «Философии отдыха» рассказал о знаках судьбы, уникальной творческой кухне и стирании границы между дружбой и любовью в своей жизни.

Андрей, что лично для вас стало настоящим художественным явлением в прошедшем сезоне?

Выход многосерийного художественного фильма «Звоните Ди Каприо», где нам удалось затронуть масштабные, почти библейские темы, встреча с режиссером Юрием Бутусовым и работа с ним над спектаклем «Человек из рыбы» в МХТ им. Чехова. Еще «Солнечная линия» в постановке Виктора Рыжакова, которую мы играем с Юлей Пересильд в Центре им. Мейерхольда, настоящая театральная сенсация. И, конечно, самое важное – чемпионат мира по футболу в России, невероятное событие, что-то космическое по масштабу.

Образ Караванной улицы в Петербурге встречается в двух ваших новых работах: спектакле «Бег» Сергея Женовача и «Человек из рыбы» Юрия Бутусова. Как вам кажется, это знак судьбы?

Судя по всему, да. Вот еще пример: я в Румынии снимал большую документальную картину о графе Дракуле, о том, что правда, а что вымысел в истории его жизни. И вот выхожу из замка, направляюсь в другое укрепление, связанное с Дракулой. Едем в горах, вид невероятно красивый… и тут звонит мой агент и говорит: «Слушай, сейчас пришлю тебе сценарий, там очень хотят, чтобы снимался именно ты!» Я пытаюсь возразить: мол, у меня самого сейчас съемки. Агент настаивает: «Очень просят, всего восемь съемочных дней, серьезная роль!» Я отвечаю, что прочту сценарий, но вряд ли найду для них время, потому что реально все расписано, ни одного свободного дня впереди не было. Прибываем на место, я подключаю Интернет, скачиваю сценарий и вижу, что мне предлагают роль Дракулы! Немыслимое, невозможное совпадение! Как такое вообще может быть? Тут же позвонил и сказал, что, даже не читая, согласен.

А что это за проект? Съемки состоялись?

Да, это четырехсерийный фильм продюсерского центра Александра Цекало под названием «Бендер». Не совсем история про Остапа Бендера, возможно, даже название поменяется. Еще неизвестно, когда будет премьера, но подобным образом «прилетевшая» ко мне роль Дракулы поневоле заставляет задуматься о знамениях в жизни.

Андрей, скажите, можно ли определить ваши индивидуальные репетиционные приемы?

Мне кажется, обычно актеры предпочитают опираться на какие-то проверенные «примочки», использовать наработанные штампы. Большинство хочет, чтобы роли давались легко, без излишних усилий. Но у меня немножко другая ситуация. Я для себя когда-то принял решение начинать любую работу так, как будто ничего до этого в моей творческой жизни не было. Как с чистого листа – вот мой метод, потому что убежден: персонаж – это не ты на все 100 %. Нужно максимально уходить от себя самого и при этом сохранять непринужденность. Тогда в результате репетиций ты сможешь играть очень остро и неожиданно. Если понять мотивацию героя, разобраться, почему он поступает так, а не иначе, и потом привнести в роль остроту, внутреннюю и внешнюю, тогда чужие, написанные незнакомым тебе автором слова становятся легкими и понятными.

Такой подход предполагает постоянную импровизацию?

Она просто необходима в работе актера, без нее роль быстро выхолащивается. Если повторять одно и тоже, сам быстро почувствуешь, как с каждым последующим спектаклем твой персонаж «умирает», перестает быть живым и интересным. И через десять спектаклей на твою работу уже будет невозможно смотреть. А я считаю, что с каждым разом постановка должна набирать силу, тогда через год спектакль становится другим, более мощным. И еще мне всегда понятно по ролям, какой у человека характер, это видно в кадре. Вот поэтому я люблю дружить, мне нравятся теплые взаимоотношения в съемочной группе. Стараюсь избегать ссор и закадровых склок.

А часто ли вам приходится идти на компромисс?

В обычной жизни это просто необходимо и ежедневно случается в семейных отношениях. А вот в актерской профессии, считаю, идти на уступки себе или партнерам просто смертельно. На сцене нужно выкладываться по-настоящему, до конца. Важно любить репетиционный процесс, добиваться идеала, а позиция «а, и так сойдет» ведет к неизбежному профессиональному краху. Нужно творить, исступленно любя, тогда все получится.

И это касается любой профессии?

Безусловно, хотя любая работа неповторима по-своему. И именно здесь ключ к успеху. Истинный профессионал даже в самом незначительном деле может достичь поразительных вершин. Человек, который придумает, к примеру, уникальные штопоры для бутылок, может стать миллиардером, потому что он создаст совершенно особый продукт. Я уверен: если делаешь что-то хорошо, то точно будешь вознагражден материально. Один из моих первых педагогов высказал очень интересную мысль, которую я запомнил на всю жизнь: «Можно делать лучше, можно хуже. Но, если творишь что-то уникальное, что никто не может повторить, возникает совершенно особая ситуация, которая выводит на абсолютно новый уровень». Вот для себя я это взял за правило и стараюсь играть так, чтобы все недоумевали: а как он это делает? (Смеется) Это проявляет уникальность момента, вот что важно.

Андрей, скажите, что для вас важнее в отношениях – дружба или любовь?

Я не разделяю эти понятия. Любовь есть дружба. Дружба есть любовь. Если жена не подруга тебе, то что это за жена? Мой друг и коллега Михаил Башкатов как-то сказал про меня: «Самое главное в Бурковском – то, что он умеет дружить». Мне так это понравилось! Это для меня не просто слова, а правда жизни.

Сколько же у вас друзей?

Вы знаете, у меня недавно был день рождения, исполнилось 35 лет, и меня приехало поздравить человек 150.

И все 150 человек – это ваши друзья?

На все 100 %. Только тут есть важный момент: надо принять, что дружба – это не взаимообмен, а твои чувства. Не ситуация, когда ты мне, а я тебе. Сейчас распространена позиция, что, мол, я что-то для кого-то сделал, и теперь этот человек мне что-то должен. Да никто никому ничего не должен! В дружбе главное, как ты к человеку относишься. И если ты считаешь его своим другом, не требуй от него ничего. Не вешай на него обязательства, чтобы он понял, что ты бескорыстен. Просто дружба. Вот и все.

Андрей, а часто ли вы путешествуете?

Мы с женой очень любим открывать для себя новые места, и хотя очень ограничены по времени, в прошлом году в Доминикану успели съездить. А так в основном у меня бывают гастроли со спектаклями. «Солнечная линия» побывала и в Лондоне, и по России мы поколесили. Я много где бывал, но белых пятен на моей личной карте еще много. Вот сейчас, например, очень хочется съездить в Шотландию.

Что вам может поднять настроение за минуту?

Даже за секунду. Мои дети!

0476

Comments are closed.