Актриса Оливия Де Хэвилленд, прославившаяся благодаря роли Мелани Уилкс в экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», недавно отошла в мир иной в почтенном 104-летнем возрасте. Чем не повод вспомнить об еще одной легенде золотого века Голливуда?
Из Японии в Калифорнию
Оливия Де Хэвилленд – исполнительница роли Мелани, верной жены и примерной матери, единственная звезда «Унесенных ветром», дожившая до нашего времени. Год назад многие делились в соцсетях свежей фотографией Оливии: в 103 года она преспокойно каталась на велосипеде по парижской улице.
Хорошие гены достались Оливии и ее сестре, другой легендарной актрисе Джоан Фонтейн, от родителей: оба были долгожителями, мать прожила 89 лет, отец – 96. Девочки появились на свет в Токио, где жили и работали мама с папой: Оливия в 1916 году, Джоан – в 1917-м. В Японии сестры часто болели, поэтому родители решили вернуться к себе на родину, в Великобританию. Но добрались только до Сан-Франциско: в дороге девочки расхворались еще пуще, и мать благоразумно сочла, что калифорнийский климат подойдет им лучше японского и английского. Дочерей она выходила, а мужа не удержала: тот вернулся в Японию, где его с нетерпением ждала одна дама, по совместительству домработница семейства, ставшая впоследствии его второй женой.
Мисс независимость
В четыре года Оливия начала заниматься балетом, в пять научилась играть на пианино. Еще она рисовала, писала стихи, и в 17 лет стала играть в любительском театре. В общем, девочка была очень творческая и талантливая. Мать к тому моменту вышла замуж повторно, и отчиму Оливии, чопорному сухарю и истинному джентльмену, крайне не нравилось, что падчерица участвует в постановках. Он считал это позором для респектабельного семейства, а Оливия думала, что не его это дело. В итоге дерзкая девчонка предпочла хлопнуть дверью и уйти из дома. При этом она даже не была уверена, что хочет становиться профессиональной актрисой, и подумывала о более скромной, но куда более надежной карьере преподавательницы английского. Просто ей не нравилось, когда ей диктуют, как следует жить. Тем более чужие люди.
Звездная сказка
Дальше все складывалось просто волшебно. Ассистент знаменитого режиссера Макса Рейнхардта, ставившего в Америке «Сон в летнюю ночь», заметил Оливию, и она стала второй дублершей исполнительницы роли Гермии. Незадолго до премьеры из спектакля ушли и актриса, игравшая эту роль, и ее дублерша номер один. В результате Гермию сыграла Оливия и очень понравилась Рейнхардту. Когда на студии Warner Brothers ему предложили сделать киноверсию спектакля, он объявил, что хочет снимать в этой роли только мисс Де Хэвилленд, и настоял на своем. Рейнхардт же окончательно разубедил девушку становиться учительницей.
Второй фильм с участием Оливии – «Капитан Блад», экранизация романа Рафаэля Сабатини, – оказался настоящим хитом, а дуэт Флинна и Де Хэвилленд был признан очень удачным. Позже актеры еще несколько раз снялись вместе в костюмных приключенческих фильмах «Атака легкой бригады», «Приключения Робин Гуда», «Додж-сити», «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса». Любопытно, что много позже они признались в любви друг другу: Флинн – в своей автобиографии, Де Хэвилленд – в 2009 году, в интервью газете The Independent. Но романа тогда у них не случилось: Флинн был женат, и для Оливии это стало непреодолимой преградой.
К концу 1930-х Де Хэвилленд уже была большой звездой. Ее профессиональное мастерство росло от картины к картине. Оливия сыграла писательницу Шарлотту Бронте в фильме «Преданность», английскую королеву, императрицу Марию Федоровну в картине о семье Романовых «Анастасия: загадка Анны» и, конечно же, Мелани Гамильтон Уилкс в легендарном фильме «Унесенные ветром».
Фильм-легенда
Продюсер Дэвид Селзник выбрал Оливию на роль Мелани почти сразу. Оказалось, что и она, когда читала роман Маргарет Митчелл, представляла себя именно в этой роли. Единственная загвоздка состояла в том, что Оливия была связана контрактом со студией Warner Brothers, а ее глава Джек Уорнер не хотел отпускать актрису на съемки к Селзнику. Тогда Де Хэвилленд отправилась к его жене, и они вдвоем убедили Уорнера дать Оливии возможность все-таки сыграть в фильме, который до сих пор, если пересчитать сумму сборов с учетом инфляции, остается самым кассовым в истории кино. Впрочем, «Оскара» за роль Мелани она не получила – уступила Хэтти МакДэниел. Два «Оскара» Оливия завоевала уже в 1940-е – за картины «Каждому свое» и «Наследница». Затем ее карьера не то чтобы пошла на спад, но снималась актриса все реже и реже. А со своей последней ролью у звезды связаны не самые лучшие воспоминания.
Прецедент Де Хэвилленд
После «Унесенных ветром» Оливия решила покончить с образом благовоспитанной девицы, попавшей в бедственное положение, с которым ее отождествляли. Киностудия, в которой числилась актриса, была с этим не согласна. В то время артисты не имели права выбирать роли, за них это делал режиссер. Оливия отказывалась сниматься в течение полугода, до окончания контракта со студией. А когда договор решили продлить без ее согласия, подала в суд. Судья признал за актрисой право остановить сотрудничество с киностудией. Процесс был достаточно скандальным, но после него дирекция дала остальным актерам некоторые послабления в работе и возможность выбирать роли. Это решение получило название «прецедент Де Хэвилленд», а саму актрису называли «отменившей рабство». И всем была бы прекрасна талантливая и такая принципиальная Оливия, если бы не ее сложные отношения с сестрой, Джоан Фонтейн.
Конкурентки
Говорят, еще в детстве Оливии не нравился сам факт того, что у нее есть сестра. Оливия просто издевалась над ней, например, рвала ее платья, заставляя потом Джоан зашивать испорченную одежду. Еще девочки без конца дрались. И во взрослом возрасте отношения не наладились. Оливия по-прежнему ненавидела сестру, которая в пику ей стала актрисой, и хорошей. Та отвечала ей взаимностью. В 1942-м обе были номинированы на премию «Оскар», и победила Джоан. Оливия скрепя сердце отправилась поздравлять сестру, но Джоан поздравления не приняла. (Позже Фонтейн объясняла в воспоминаниях: «Я была совершенно парализована. Мне казалось, что сестра сейчас подойдет и вцепится мне в волосы. Мне казалось, что мне снова четыре года, и она опять будет со мною драться»). В 1946-м в интервью Джоан наговорила гадостей о первом муже Оливии, к величайшему неудовольствию последней: когда в следующем году Де Хэвилленд получила «Оскар», то демонстративно не пожала сестре руку, которую та протянула ей за кулисами. В середине 1970-х Фонтейн заявила: «С сестрой можно развестись так же, как и с мужем. Я с ней не общаюсь и общаться не намерена!» И добавила: «Я первой вышла замуж, первой получила «Оскар» и, несомненно, умру первой – и сестра будет в бешенстве, когда поймет, что я и тут ее обошла!» Джоан действительно умерла первой – в 2013 году, в 96 лет…
Личная жизнь королевы
Первый раз Оливия вышла замуж в 30 лет. Брак с журналистом и писателем Маркусом Гудричем продлился всего несколько лет, а вот со вторым супругом Пьером Галантом, шеф-редактором популярнейшего французского журнала «Пари Матч», Оливию Де Хэвилленд связывали долгие и нежные отношения. Она встретилась с ним в 1953-м на Каннском кинофестивале, два года спустя вышла за него замуж, родила дочь Жизель, а в 1962-м с ним как бы рассталась. «Как бы», потому что супруги после этого шесть лет (!) жили под одной крышей, чтобы вместе заботиться о дочери, после чего Пьер переехал в дом на другой стороне улицы. Какая-то удивительная иллюстрация к фразе «наша нежность и наша дружба сильнее страсти, больше, чем любовь»: официально супруги развелись только в 1979-м, но и тогда вовсе не рассорились. Оливия общалась с Пьером вплоть до 1998 года, когда он умер от рака легких.
Вместо послесловия
…Начиная с 1955-го, Оливия жила в Париже, периодически выбираясь в Америку. Во Франции ее обожали. В 1960-е именно она стала первой женщиной, возглавившей жюри Каннского кинофестиваля, а когда в 2010-м ей вручали орден Почетного легиона, расчувствовавшийся Николя Саркози воскликнул: «Спасибо, что вы нас выбрали!» При этом она всегда была дорогой гостьей в Лос-Анджелесе на церемонии вручения премии «Оскар», где на нее взирали с величайшим почтением.
Свой век актриса дожила в полном благополучии: в сто с лишним лет без проблем и без посторонней помощи поднималась и спускалась по лестнице в парижском особняке, много читала, несмотря на возрастные проблемы с глазами, сама отвечала на вопросы, заданные по электронной почте. И в ответ на вопросы о долголетии говорила, что главное – это любить, смеяться и постоянно чему-то учиться.