У Николая Фоменко, популярного артиста, рок-музыканта, телерадиоведущего и автогонщика, есть одна слабость – созданный в юности с друзьями и популярный по сей день бит-квартет «Секрет». Ради этого своего детища он может отодвинуть любое другое дело. Вот и сейчас все силы отданы подготовке к предстоящему концерту. Еще бы, группа празднует 30-летие. Перед событием музыкант дал интервью «Философии отдыха».
Николай, как думаете, «Секрет» уже пережил пик своей популярности, или все впереди? Добавляются ли к верным поклонникам поклонники молодые, или «Секрет» – отчасти просто ностальгия по ушедшей юности?
Я скажу так: если у нас есть задача выйти на вершину, то мы можем ее выполнить, я в этом убежден. Мы можем записать альбом, из которого можно будет с парой песен «хайпануть». Наш опыт говорит вот о чем: когда пять лет назад нас попросили записать песню для фильма «Ёлки», она стала популярной и шла на титрах. Когда мы записали новый альбом перед 30-летием группы, то особо промоушеном не занимались, но несколько песен с него бесконечно крутятся по радио.
Однако мы никогда – ни в те времена, ни сейчас – не ставили перед собой цели добиться популярности ради популярности. Новая аудитория прибавляется: знаете, это уже дети детей, внуки. Мне в «Инстаграме» регулярно пишут молодые ребята – видимо, родители им ставили эту музыку, поэтому сейчас они знают песни наизусть. Мы недавно играли на Дне города: есть такие номера, на которых можно опустить гитару и не петь в микрофон – зрители поют за тебя!
Когда-то, по вашему собственному признанию, вы играли 420 концертов в год. Сейчас повторить подобное возможно?
Сейчас такое повторить невозможно. Понимаете, тогда у нас были рекорды: 12 выходов на сцену за один день – это шесть полных концертных отделений, то есть три сольника! Технологически сейчас нам было бы сыграть это легче, конечно. Тогда не было таких технических возможностей – аппаратура была немного хуже. Мы возили с собой врачей, которые кололи нам горячий кальций, потому что садились связки, а работать надо было, никуда не деться. Но тогда на каждом концерте я мог крутить сальто на сцене. Если я сделаю это сейчас, то вряд ли вернусь на рынок труда.
Что войдет в программу «Большой концерт для двух столиц»? Чем можно увлечь заевшуюся, мягко говоря, столичную публику?
В ноябрьских концертах «Секрета» мы сыграем порядка 35 номеров, в том числе всеми любимые хиты. Все будет, как обычно, забойно, весело, с иронией. Попробуем исполнить песни, которые не звучали очень давно, например, «Путь в сторону солнца», «Отказали тормоза». Лёша (Алексей Мурашев, участник «Секрета» – Прим. ред.) сыграет песню, которую мы нигде и никогда не исполняли, хотя написали ее в 1988 году, а пели, может, пять раз. Называется «Ты подарила мне букетик незабудок» – такая чисто «барабанщицкая» смешная песня.
Участники бит-квартета знамениты и вместе, и каждый по отдельности. Не мешает ли творческому процессу (а многие хиты вы написали вместе) столкновение амбиций?
В этом плане никаких разногласий нет. Наши графики формируются на годы вперед, то есть я уже сейчас знаю, что буду делать в декабре 2020 года. Скажу так: если появляется возможность убрать из графика какую-то съемку или интервью не в ущерб, то я всегда выберу «Секрет». Нам сейчас никому ничего доказывать не надо. У кого-то чуть больше работы, у кого-то чуть меньше, но всегда ради каких-то серьезных «секретовских» мероприятий каждый из нас отодвинет любое другое дело.
Вы уходили из бит-квартета, потом вернулись, как и Максим Леонидов. Такое ощущение, что «Секрет» вас не отпускает, держит. Чем же?
Вы знаете, ближе людей нет. Представьте себе, мы вместе с детства: с Андреем Заблудовским со второго класса учились на скрипке, например. Я не знаю, что может быть важнее. Мы как семья. Ближе этих людей уже не будет. Это потом уже, со временем появлялись и другие. Но «Секрет» – это целая жизнь, которая не осталась воспоминанием. Это как человек, нормальный, адекватный, который пережил развод: потом он все равно будет общаться с бывшей, у них общие дети, они все друг о друге знают… Вот у нас также. Кстати, на питерском концерте будет большой сюрприз для зрителей, как раз касающийся наших семейных дел.
Вы успели сделать четыре головокружительные карьеры: артиста, рок-музыканта, телерадиоведущего и автогонщика. Какая из этих ипостасей наиболее дорога вам? Или дороги все вместе и каждая по отдельности?
Они все равноценны, все вышли из моего многопланового образования. Но я считаю, что вся эта общественная деятельность не так важна. С возрастом понимаешь, что важнее всего близкие люди, их человеческие качества и мечты. Группа тоже, безусловно, относится к семье.
А все остальное… Так получалось, что все удавалось, и я просто занимался тем, что действительно люблю. Работа не должна быть обременением. Например, сейчас я взялся за скрипку и делаю большие скрипичные номера, потому что мне искренне хочется это делать!
Какие идеи вам еще хотелось бы воплотить?
Главное – не оглядываться назад. Как говорится, «если бы молодость знала, если бы старость могла». Если бы мне сказали, например, что ко мне вернется физическая кондиция меня 24-летнего, а мозг останется сегодняшний, то я бы выиграл «Формулу-1» в первом сезоне сразу без разговоров.
Сейчас еще есть возбуждение, чтобы что-то делать! Проектов много, они нравятся, деятельности много – это не то, что ты лег на диван и все. Хотя, конечно, иногда полежать очень хочется. Но впереди много интересного! К сожалению, иногда, как бы амбициозно это ни звучало, конкуренция у нас невелика.
Как вы обычно отдыхаете? Есть ли у вас какое-то модное хобби?
Отдыхаю с детьми, у меня их пятеро. Я с ними всегда. Старший вот говорит: «Папа, я заберу куртку? Вот эту и вот эту. Ты все равно их не носишь…» А я думаю: «Ну, какая же это все-таки радость, что я их не ношу!»
Хобби у меня нет, некогда – работаю 24/7 как ракета. Например, сегодня: у меня температура 38ºС, а утром репетиция, построил звук и уехал на встречу. К вечеру приехал на мероприятие, на ходу лечусь. Сейчас отпою и сутки будет отдых от всего!