Как корабль назовете, так он и поплывет – эта азбучная истина применима и к людям тоже. Яркий тому пример – известный певец Марк Тишман, названный в честь очень известного в свое время певца Марка Бернеса. Творческий, ищущий, сегодня артист не только пишет и поет песни, играет в театре, но и выступает наставником и членом жюри в детском телевизионном конкурсе «Во весь голос». О становлении личности, своих учителях и учениках Марк рассказал в интервью «Философии отдыха».
Марк, чем интересен конкурс «Во весь голос»? Он отличается от известного телевизионного конкурса «Голос. Дети»?
«Во весь голос» – это, скорее, интенсивный тренинг для ребят, который включает в себя мастер-классы по движению, речи, актерскому мастерству, общению с камерами, с новым песенным материалом. Возраст наших участников – от 12 до 17 лет; мне кажется, это как раз тот промежуток, когда мы перестаем умиляться «детскости» и начинаем видеть складывающуюся индивидуальность, личность. И тут очень важно помочь, поговорить, показать разные варианты развития, разные пути в музыке, в творчестве, не фиксируясь исключительно на голосе. Ну и, конечно, тот факт, что наши участники представляют разные страны и культуры, делает весь съемочный процесс похожим на большой международный лагерь. И мне так приятно бывает наблюдать, как ребята узнают друг друга, удивляются менталитету, одежде, иной манере исполнения, другой природе музыкальности. Это их обогащает и по-человечески, и как артистов.
По какому принципу вы отбираете участников? Отслеживаете судьбу талантливых ребят, как-то помогаете в творческом становлении, или ваше взаимодействие ограничивается конкурсом?
Для меня всегда самым важным является индивидуальность – интересная, беспокойная, ищущая, чувствующая, глубокая природа человека. Это первое. Без этого невозможен художник в принципе, чем бы он ни занимался. В профессии задерживается тот, кто пришел заниматься музыкой, потому что ничего другого для себя не представляет, это его способ выразить себя. И я пытаюсь это угадать в ребенке, увидеть в его глазах, услышать в тембре, в манере, в осмысленной интонации, которая у многих ребят в этом возрасте уже формируется. Сложно сказать, какой момент является для творческого человека стартом, но то, что шоу «Во весь голос» – уникальный опыт межкультурного общения, профессиональных занятий, выступления на большой сцене, ТВ-съемок, коммуникации с мэтрами, которые приходят в гости к участникам, несомненно.
Продолжаю следить за своими подопечными и их развитием в социальных сетях. Должен сказать, практически никто из них меня не разочаровывает, они могут мне написать о каких-то своих проблемах, сомнениях, вопросах, мы на связи.
Как вы воспитываете будущих звезд? Какие уроки преподаете им? Как, по вашему мнению, нужно работать с талантливым ребенком?
Я окончил ГИТИС, а на следующий год мастер моего курса пригласила меня преподавать актерское мастерство на ее новом наборе. Придя к первокурсникам, которые были ненамного младше меня, я сразу сказал: «Буду учиться вместе с вами». Так и было. В творчестве невозможно научить, можно только вместе искать, открывать, идти. И я сейчас совершенно не лукавлю, я учусь у ребят тоже, каждый из них – очень интересная человеческая фактура, заразительная, умеющая что-то такое, что не может никто другой. Поэтому я пытаюсь прежде всего создать в команде атмосферу, в которой всем было бы комфортно открывать себя, делать новые шаги, расти. Для меня всегда очень важна осмысленность, чтобы ребята понимали, для чего и о чем они поют, что хотят сказать, что чувствуют, что транслируют. Самое страшное для меня – певец ради пения, это как врач без милосердия. И потому мы всегда много беседуем на самые разные темы. За каждым из больших артистов стоит своя жизненная идеология, философия, всегда понятно, «про что он». Я стараюсь своим подопечным это показать и подтолкнуть их к поиску себя и своей сути.
Кроме того, есть вещи, необходимые в любом деле: это и дисциплина, и трудоспособность, и чтобы человек умел фиксировать то, что удалось сделать на репетиции, и чтобы умел справляться с волнением. Я уже не говорю непосредственно о профессиональных навыках, но все ребята у нас в этом смысле подготовлены, все учатся в музыкальных школах или занимаются с преподавателями. Хотя это не отменяет и моих с ними занятий, распевок и тренингов.
Каким результатом своего наставничества вы сегодня можете гордиться, а в чем, возможно, ошиблись?
Если говорить формально, то в первом сезоне шоу моя команда заняла первое место, в последующие два сезона мы были на пьедестале. Но тут я мыслю не командами, а участниками: где-то угадал с песней и с предложенным решением, а где-то, возможно, поставил слишком сложную задачу и не хватило времени справиться. При этом нам всегда удавалось найти контакт и построить доверие. Это самое важное в работе и с ребенком, и с артистом. Без этого невозможно.
Кто и как помогал вашему творческому становлению?
Этих людей было много, и не всех я знал лично. Но их манера, записи, видео очень повлияли на меня. Я очень благодарен Розетте Немчинской – профессору ГИТИСа, которая поверила в меня и приняла на свой курс. Это была моя мечта – учиться в ГИТИСе, и учеба в этих стенах во многом сформировала меня. Я благодарен моему преподавателю вокала Владимиру Хачатурову, который первым из профессионалов сказал, что я могу петь, поверил в меня, занимался, направлял долгое время, открыл для меня джаз.
Родители назвали вас Марком в честь знаменитого певца и артиста Марка Бернеса. Думали ли они, что их сын станет известным? Как проявились ваши музыкальные таланты, как их развивали?
В моей семье никогда не было ни артистов, ни музыкантов. Я родился в Махачкале в семье мамы-врача и папы-инженера, бабушка – учительница французского, старший брат тоже стал врачом. Имя пришло маме случайно. По ТВ показывали фильм «Два бойца» с Марком Бернесом, и она решилась дать мне это редкое для 1979 года имя. Я абсолютно обычно окончил музыкальную школу, но пел и что-то сочинял, придумывал, сколько себя помню. Родители не очень хотели для меня судьбы артиста, очень переживали, отговаривали, но я другого для себя никогда не представлял. А я парень упрямый. Медленный, но упрямый. Когда мне было 14, мама с папой купили мне синтезатор – это было для меня что-то невероятное, я делал аккомпанемент для своих песен. Сегодня это звучит смешно, ведь есть программы, приложения, инструменты, и дети могут таким образом музицировать хоть с пеленок. Но у каждого свой путь. И легкий путь не всегда самый увлекательный.
Вы участвовали в седьмой «Фабрике звезд» Константина Меладзе и там даже спели с Аллой Пугачевой. Знакомство с мэтрами отечественной эстрады как-то повлияло на вас?
Мне очень повезло. Я до «Фабрики звезд» ходил на самые разные кастинги, где все время что-то не складывалось. Но Константин Меладзе был моим кумиром: его музыка, стихи, стиль – все это я обожал. Поэтому возможность познакомиться с ним, записываться в студии под его руководством, спеть специально написанную им для меня песню, отдавать свои композиции ему на аранжировки, казалась фантастикой, об этом я и не мечтал. Я очень многому научился у него и продолжаю учиться. Он гений. Он очень щедро и по-доброму ко мне отнесся. Он позволил мне раскрыться как автору, вселил в меня уверенность. Это бесценно, каждый день я ему благодарен. Сотни неудач на других кастингах стоили этого шанса.
Алла – человек, который повлиял на меня, пожалуй, больше, чем кто-либо. Это уникальный случай в мировой популярной культуре, что артист притягивает внимание и какую-то невероятную любовь публики больше сорока лет. При этом Алла – глубокий музыкант, автор песен, личность и, конечно, гениальная актриса. Мало кто на русском языке пел так, как поет Алла Пугачева. Я у нее учился всегда и учусь сейчас и, конечно, очень ее люблю.
Ваша карьера складывается достаточно удачно. Ставите ли вы перед собой задачи или плывете по течению? К чему сегодня стремитесь, о чем мечтаете?
Я стараюсь быть честным, оставаться собой, не «затупляться», слушать, смотреть, узнавать, не лениться, заниматься, думать, не становиться циничным, не зацикливаться на деньгах и популярности, а дальше уже не в моей власти, пространство расставит все по местам. Я слушаю себя и не поступаю против своей воли и души. Мечтаю не переставать жить полной жизнью, остро чувствовать и счастье, и боль, сочинять песни, выступать на сцене, получать от этого удовольствие и нести радость людям.
Какую песню вы считаете своей визитной карточкой, какая особенно дорога вам?
В первую очередь я певец и автор своих песен. Для меня также очень важен театральный опыт – моноспектакль «Лица. Эффект отсутствия», который идет на сцене театра «У Никитских ворот». Там как раз и совместились все мои ипостаси. Думаю, на сегодняшний день это мое наиболее полное высказывание.
А как и где вы обычно отдыхаете? Предпочитаете активный или пляжный отдых?
Я очень люблю путешествовать по Европе. Можно с друзьями, а можно и одному. Люблю совмещать все удовольствия – и море, и машина с переездами и красивыми дорогами, и музеи, и фестивали или концерты, и, конечно, вкусные рестораны. Вот этой зимой, например, когда многие мои приятели отправились в теплые края, я проторчал две недели в Париже, снял квартиру с фортепиано, принимал друзей, мы ездили, смотрели, смеялись, общались, посетили десятки выставок, замки… Еще мечтаю вернуться в Бразилию. Был там дважды и был там счастлив. У меня даже есть песня «Копакабана», которую написал под впечатлением от поездки.