18 октября в Большом зале Петербургской филармонии состоится концерт Заслуженного коллектива России под управлением Александра Рудина, солистка – Элисо Вирсаладзе.
Первый абонемент Большого зала Петербургской филармонии в этом концертном сезоне посвящен 85-летию Юрия Темирканова: один из крупнейших дирижеров современности отметит юбилей в декабре. Абонемент «Оркестр Юрия Темирканова», объединивший шесть концертов прославленного Заслуженного коллектива России, продолжится программой из музыки двух великих венских классиков – Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена. За пультом – народный артист России Александр Рудин, солистка – Элисо Вирсаладзе, не только одна из самых прославленных исполнительниц современности, выступающая на самых престижных сценах мира, но и один из ведущих мировых педагогов. Профессор Московской консерватории, она дает мастер-классы по всему миру, в числе ее учеников – Борис Березовский, Яков Кацнельсон, Алексей Володин и многие другие известные исполнители.
Пятый фортепианный концерт (1811) Бетховена стал первым и единственным, премьеру которого осуществил не сам автор: виной тому стала потеря слуха. А ведь в первые годы жизни в Вене он стремительно делал себе имя в первую очередь как пианист-виртуоз, и не последнюю роль в этом сыграли его первые фортепианные концерты, восходящие к моцартовской традиции. Пятый концерт отделен от них не только годами, но и эстетической бездной: это искусство нового, романтического века. Оркестр больше не аккомпаниатор для солиста-виртуоза, отныне они существуют в диалоге; музыка устроена сложнее, симфоничней, и предназначена уже не для узкой аудитории аристократических салонов – а для больших концертных залов – отсюда и масштаб, и проблематика. Отныне главным героем происходящего становится не солист-виртуоз, а композитор, каждый раз претендующий на оригинальность замысла и ориентированный на создание шедевра.
Также в этот вечер прозвучат три ранние симфонии (1761), написанные Йозефом Гайдном на пороге тридцатилетия: молодой музыкант в тот момент только поступил на службу к князьям Эстергази, получив в распоряжение превосходный камерный оркестр. Названия «Утро», «Полдень» и «Вечер» стремительно закрепились за партитурами потому, что медленное вступление к первой из них вызывало у современников ассоциации с постепенным восходом солнца. В каждой симфонии – множество развернутых инструментальных соло, в том числе и для таких редко солирующих инструментов, как контрабас и фагот. Предположительные причины такого художественного решения, как часто бывает в истории, довольно прозаичны: Гайдн стремился наладить отношения и со своим новым работодателем, и с музыкантами, от которых во многом зависел. В ту эпоху исполнители получали финансовое вознаграждение за виртуозно исполненные соло, поэтому композитор, написавший сольный фрагмент едва ли не для каждого из них, в буквальном смысле щедро одарил оркестрантов.