Мировое турнеПУТЕВОДИТЕЛЬРубрики

БАЛИ. ПРАЗДНИК НАВСЕГДА

Текст: Алекс Миловский

 

           В ожидании рейса в одном из европейских аэропортов:      

                           —  Вы куда летите?

           —  На Бали.

           —  Завидую, всю жизнь мечтал там побывать. А я — в Индонезию.      

           —  А где это?

                         (Анекдот, рассказанный мне гидом на острове Бали, в Индонезии.)

В самом деле, девять из десяти иностранных туристов, принимаемых Индонезией, едут именно на Бали, причем, как правило, минуя Джакарту, — прямыми рейсами из Сингапура, Японии, Австралии, Америки и Европы. Об остальной части страны они имеют смутное представление, хотя в Индонезии многое достойно внимания. В путеводителях вы прочтете, что первую строку в мировой    туристической табели о рангах индонезийский остров Бали занял в семидесятые годы уходящего века, когда его открыли европейские любители восточной экзотики. На самом деле, европейцы открыли для себя этот остров гораздо раньше.

Капитан Корнелиус Хоутман причалил к его берегам уже в 1597 году, и голландские моряки в полной мере испытали на себе чары Бали. Что их пленило больше всего – фантастические балийские закаты, богатство острова, зажигательные танцы и яркие обряды жителей или обаятельные грациозные балийки, с невинным простодушием ходившие топлес, — только когда настало время поднимать паруса, чтобы отплыть на родину, половина команды предпочла остаться на берегу. И с тех пор вот уже четыре столетия ореол райского уголка притягивает сюда моряков, торговцев, миссионеров, завоевателей, а теперь и туристов со всего света.

Если попытаться разгадать феномен необычайной популярности этого в самом деле райского уголка Земли с его особым миром, особой природой, историей и культурой, то окажется, что строили этой рай …мрачные титаны подземелий. Ученые вычислили, что Австралия миллионы лет дрейфует в северном направлении со скоростью примерно три сантиметра в год. При этом ее материковая платформа своим северным краем, как носорог рогом, все дальше и глубже поддевает скальное основание южной части Азии, вызывая возмущения земной коры и, как следствие, извержения, образование вулканических островов, в том числе и Бали. В его восточной части на три с лишним километра возвышается священный вулкан Гунунг Агунг – жилище предков и богов, время от времени грозно напоминающий о происхождении этой туристической жемчужины в ожерелье тысяч островов Юго-Восточной Азии. Вулканический пепел к тому же – идеальное удобрение для тропической растительности, что позволяет островитянам, благодаря высочайшей культуре террасного земледелия, собирать два урожая отборного риса в год. А сами террасы являют собой один из красивейших рукотворных ландшафтов планеты и стоят включения их в ваш маршрут.

Этот дар природы и дал возможность жителям Бали значительную часть времени посвящать душе, возвышенному и прекрасному: строить изысканные храмы, устраивать в них пышные праздники, украшать остров каменными изваяниями своих многочисленных богов.

Дорога к храму

Крохотная точка в протянувшемся на пять тысяч километров архипелаге Индонезии — огромной дугой, соединившей Индийский океан с Тихим,  Бали с его двумя с половиной миллионами жителей и в религиозном смысле – маленький островок причудливой смеси индуизма и буддизма, занесенных в эти края древними мореходами из Индии и Китая, и местных верований в самой большой в мире (180 миллионов человек) мусульманской стране. Этот поразительный музейный реликт благополучно цветет и развивается, словно, не замечая вокруг ни мощнейшего многовекового арабского влияния, ни трех столетий голландского владычества, ни англичан, ни японцев во время Второй мировой войны, ни нынешнего нашествия туристов.

Балиец относится к своим богам совершенно по-иному чем индус. Для него великий Шива, например, — властелин высящегося над островом вулкана Гунунг-Агун, на котором тот и живет, спускаясь время от времени, чтобы принять участие в праздничных церемониях. А богиня риса Деви Сри, молельни которой стоят прямо на рисовых полях, им гораздо ближе и понятнее, чем Брахма и Вишну. Высший принцип балийского духовного закона адата: «крестьянин возделывает землю, она – собственность богов». Поэтому множество богов, духов и демонов здесь каждодневно активно присутствуют и участвуют в повседневной жизни балийца, в каждом селе тут три храма — пура, а зажиточная семья имеет еще и свой собственный, домашний, храм. Ведь каждому богу нужно приносить жертвы, каждого угостить лакомством. Не зря Бали называют «островом десяти тысяч храмов».

Шествия с подношениями подарков богам в храмы чрезвычайно зрелищны. Разряженные женщины и девушки грациозно несут на головах красивые пирамиды до двух метров высотой, искусно сплетенные из цветов и цветных рисовых шариков. Священнослужитель окропляет их святой водой, а после церемонии женщины, получив благословение, забирают освященные подарки домой.

Мне тоже посчастливилось увидеть такое шествие в одной из деревень, и я последовал за живописной процессией по лесной тропинке, которая вывела к воротам храма. Пришлось купить мужскую национальную одежду саронг – большой лоскут орнаментированной ткани, обернуть ее вокруг пояса наподобие длинной юбки, подвязать щегольской парчовый пояс, и в таком виде меня пустили в храм, где я снимал затем на протяжении трех часов экзотический праздник. А вечером прямо против отеля я застал на широком песчаном пляже еще более впечатляющий и многолюдный праздник – сотни людей пришли с щедрыми дарами богу океана на церемонию очищения. Следуя за взорами молящихся, скрестивших ладони над головами, я вдруг обнаружил на закатном небе необычной формы темное облако, мистически материализовавшееся откуда-то из вод.

Эти встречи с балийской экзотикой совсем не обязательно должны быть случайными. Можно попросить у гида подробный календарь наиболее интересных событий и праздников и заказать экскурсию на любое из них – на торжества в Ночь Шивы, например, или на омовение в святом источнике храма Тирта Эмпул в праздник Кунинган, на массовую церемонию-транс в храм Петилан. Религиозная жизнь балийца включает в себя театрализованные представления по мотивам индийского эпоса «Рамаяны» или «Махабхараты». Самое яркое из них – знаменитую древнюю драму «Баронг» с ее извечной борьбой доброго и злого начал, олицетворяемых соответственно огромной львиной маской Баронга и злым демоном Рангдой – зловещей фигурой в белом оперении, я смотрел в храме Батубулан, а обнаженных по пояс танцоров, синхронными теловращениями и змеиным скольжением рук, исполняющих завораживающий танец-транс кечак, с восхищением лицезрел на площади торгового центра в Нуса Дуа – обособленном мире люкс-отелей.

Возможно, именно столь насыщенная и в то же время красивая религиозная жизнь, а может быть, два урожая отборного риса в год, которые дает благодаря плодородному вулканическому пеплу земля острова, выработали у балийца особый национальный характер – это выглядящие абсолютно счастливыми, безмятежные, улыбчивые и чрезвычайно доброжелательные люди. Неудивительно, что чудо-остров, сохранивший свою поразительную культуру и имеющий к тому же прекрасный климат и великолепные пляжи, притягивает туристов со всего мира. Здешние дворцы-отели с отличным сервисом видели в своих стенах Сильвестра Сталлоне, Стивена Сигала и Жан-Клод Ван Дамма, Тину Тернер и Мика Джаггера. А вот Арнольд Шварценеггер так «запал» на Бали, что купил себе здесь виллу.

Сильные мира сего предпочитают всем другим Нуса Дуа Бич Отель. В нем останавливались Рональд Рейган, Франсуа Миттеран, Хельмут Коль, король Иордании Хуссейн и не счесть премьеров и министров со всего света. Меня тоже, приняли, наверное, не иначе как за министра далекой империи, потому что мой огромный роскошный сьют с двумя ванными и орхидеей на центральной подушке почему-то трехспальной кровати оказался ну совсем рядом с президентскими. Впрочем, ничего удивительного, ведь и строился Nusa Dua Beach как дом для королей и президентов, а открывать его специально прилетал из Джакарты президент Индонезии. Подстать и архитектурное оформление – отель сделан по образу и подобию дворца балийского раджи. А чтобы за его стены не смогли проникнуть люди с недобрыми намерениями и нечистыми помыслами, фасад решен в виде огромных храмовых ворот Канди Бентар, отвращающих злых духов.

Это настоящий шедевр камнерезного искусства с дивным меандровым орнаментом, священными птицами Гаруда и другими мифологическими созданиями. Позади створа ворот в традиции королевских дворцов расположился в пруду с цветущими лотосами божественный змей Нага о девяноста пяти головах, каждая из которых выпускает струйку фонтана. В индуистских верованиях Нага не имеет начала и конца, а великий бог Вишну возлежит на драконе и дремлет. Дракон несет на себе Вселенную, символизируя вечность. Многоголовый Нага и охраняет покой, и напоминает бренным о бессмертном боге.

Каждого гостя принимают в отеле по-королевски. Прелестная наложница поднесет вам прохладный фруктовый пунш, а разодетый паж проводит в опочивальню. Ваши подданные деликатны и незаметны. Они возникают, как по волшебству только в те моменты, когда вы ощущаете потребность в холодном коктейле или свежих фруктах.

Оглядевшись в роскошных апартаментах, вы выйдете из номера и по системе тропинок и мостиков будете пробираться через заросли бугенвилий, гибискуса и бамбука, мимо тихих прудиков с выводками уток, пальмовых рощиц и фонтанов к бассейнам с морской водой и золотому песчаному пляжу. Пена прибоя сверкает метрах в двухстах от берега, оставляя вам кристальную лагуну с зеркальной поверхностью, и вы уже явственно ощущаете себя если не королем, то принцем точно – простолюдин оказаться в таком сказочном месте просто не может.

А когда в душистой спа вам сделают общий массаж и умастят благовониями, ваше тело потеряет вес, и вы вознесетесь над отелем дворцом, чтобы увидеть сверху все совершенство сада, разбитого на двадцати трех акрах вокруг храма Св. Матери Пури Гирината великим мастером ландшафтной архитектуры Мейдом Виджайя, создателем трехсот садов по всему миру. Выйдя за ворота, вы узнаете, что Нуса Дуа – это отгороженный от остального мира, пятизвездочный уголок земли с дюжиной суперотелей, ресторанами, галереями, магазинами, яхт- и гольфклубами. А вечером вас ждет одно из самых потрясающих и незабываемых зрелищ – балийский закат, когда совершенно не земное сияние от нежно-золотистого до оранжевого и розовато-морковного цвета охватывает небо от горизонта до горизонта. Этот закат- тоже одна из разгадок пленительного очарования острова. Чтобы разгадать все, придется возвращаться сюда снова и снова.

Нуса Дуа – полуостров дорогих суперотелей, ресторанов, магазинов, полей для гольфа. Гораздо более демократичный район – Кута. Здесь множество мест для вечерних развлечений – джаз-бары, рестораны национальной кухни, дискотеки, парк аттракционов, здесь высочайшая в мире «тарзанка» для прыжков вниз головой. Словом, после дня напряженного пляжного отдыха здесь на каждом углу можно культурно отдохнуть, потягивая популярный на Бали напиток – пальмовую водку с медом и лаймом.

А тем, кто всерьез увлечется балийской культурой и архитектурой, рекомендую непременно съездить на экскурсии хотя бы к самым главным и интересных храмам острова: Пура Бесаких у подножия вулкана Гунунг Агунг, к изящному и стройному храму-пагоде Улун-Дан на горном озере Братан и храму Танах Лот, стоящему на омываемой морем черной вулканической скале, в гротах которых живут его стражи – священные змеи. Уважьте балийских богов букетиком цветов, и они будут так же доброжелательны к вам, как к жителям острова, который называют «Последним раем на Земле».

Через несколько дней жизни на Бали все яснее начинаешь ощущать его изюминку: на острове идет своя жизнь, поразительно красивая и изысканная, но обращенная к туристу внешней стороной, а ее внутренняя пружина и тайна остаются интригующе нераскрытыми, а оттого влекущими сюда вновь и вновь. И чувствуешь, что неумолимое движение материков, и возникновение этого волшебного острова из магмы и пепла, и колдовство змеящихся рук, и огненная аура танцующей принцессы – все это единая цепочка, соединяющая миг и вечность Космоса, его первородную силу и гармонию. И потому Бали для побывавшего тут – праздник навсегда.