ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯРубрики

Полина Шамаева: «Каждый раз, выходя на сцену, ты должен соревноваться с собой вчерашним»

Солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште, победительница V сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия – Культура» и обладатель приза зрительских симпатий (2017), лауреат VI Национальной оперной премии «Онегин в номинации «Фаворит» (2021) – все это Полина Шамаева, чье уникальное меццо-сопрано знают и любят многие меломаны. А легко ли это, добившись успеха, шагать только вперед, не отступать и не сдаваться? Об этом и многом другом в интервью с певицей.

Полина, в оперу вы пришли из церковного хора. Как навык хорового пения повлиял на вашу карьеру?

В оперу я пришла не только из церковного, но и из академического хора. В хоре я пропела в общей сложности более 20 лет, начиная с шестилетнего возраста. А в церковном хоре я пела более 10 лет. В церковный хор меня в своё время привела Антонина Весенина, сейчас это самая востребованная солистка Мариинского театра. Я училась тогда на третьем курсе музыкального училища. Служба в Кафедральном соборе города Воронежа начиналась по воскресеньям в 6.30 утра. Нужно было встать в 4.50 и несмотря на то, что не хочется, впихнуть в себя еду, потому что иначе ты просто не выживешь (нельзя петь на голодный желудок). В 5.20 я уже стояла на остановке в ожидании первого автобуса, а к 6.20 приезжала в центр города со своей окраины. Полтора часа мы пели службу, после чего я шла во Дворец творчества детей и молодежи, где была хормейстером детского хора.

Это была невероятная школа, которая стала для меня огромным подспорьем в профессии, научила выдержке и дисциплине. Мне кажется, что теперь я могу абсолютно всё. И, конечно, церковный хор очень повлиял на моё отношение к музыке в целом и к духовной музыке в частности.

Есть ли в вашем репертуаре визитные карточки, какие партии на сегодня считаете своими лучшими? А какие – любимыми? Чем хотели бы пополнить, но пока не пополнили свой репертуар?

В опере это, конечно, «Кармен», самая яркая партия на оперном небосклоне для меццо-сопрано. Это крайне редкое явление в оперном мире, когда меццо-сопрано исполняет партию главной героини. Какие планы у меня в опере? Хочется исполнить партию Далилы. Думаю, что характер этой коварной женщины мне тоже очень близок. Она ещё не влюблена в Самсона, но уже хочет его уничтожить, а потом влюбляется… Мне хочется это чувство прожить на сцене, это безумно красивая опера.

Что касается духовной музыки, то это второй номер из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова «Благослови, душе моя, Господа». У меня есть запись на моём канале в YouTube, и именно это произведение собрало самое большое количество просмотров.

В вашем портфолио – выступления на лучших концертных площадках России и мира. Как известно из старой песенки, «только смелым покоряются моря». А кому покоряются концертные площадки и сцены?

Действительно, в моём портфолио выступления на лучших площадках мира. Но если говорить о любимых площадках, то это, конечно, Большой зал Московской консерватории. Я пела в залах с потрясающей акустикой на разных континентах, но этот зал мне ближе всего. Когда я долго не выхожу на эту сцену, начинаю тосковать по ней. Когда ты выходишь на неё, ощущаешь удивительный дух, которым здесь всё пропитано, чувствуешь эмоции людей, которые стояли на этом месте… По другим залам я так не скучаю.

А как прийти к этому? Это ежедневная планомерная работа, большая доля удачи, но при этом и огромный процент трудолюбия. В нашей профессии нужно или быть лучшим, или лучше этим не заниматься. Каждый раз, выходя на сцену, ты должен соревноваться с собой вчерашним. Если ты выполняешь эту задачу, ты идёшь дальше. Если ты останавливаешься в своём развитии, лучшие площадки мира тебе уже не светят.

Критики признают, что на сегодня вы – самая яркая из молодых певиц меццо-сопрано в России. Вот как это, быть самой-самой? Самооценку повышает? Как постоянно держать марку? Быть в голосе? Наверное, постоянно самосовершенствуетесь, работаете над собой? Или все же даете себе возможность расслабиться?

Спасибо, мне очень приятно это слышать. Но, скорее, поднимается не самооценка, а уровень ответственности. Во-первых, перед молодыми коллегами, которые равняются на тебя так, как когда-то ты равнялся на своих учителей. Во-вторых, перед зрителями. Мы очень в чём-то похожи на олимпийцев. Мы много готовимся долгие годы, а потом за 20-30 минут, за час выступления нужно показать всё, чему ты учился много-много лет. И каждый раз зрители ждут от тебя чего-то необычного. У меня за плечами 23 года только официального образования, начиная с музыкальной школы и училища. Чем больше у тебя званий и чем длиннее твой послужной список, тем большего от тебя ждут. И ты должен эти ожидания оправдать. В этом и состоит главная сложность – ты должен постоянно чем-то удивлять: репертуаром, уровнем пения, нарядами (что очень важно для зрителей), идеальной формой.

Самооценка повышается, когда ты достигаешь определённого уровня вокального мастерства, а не когда кто-то говорит об этом. А между концертами я занимаюсь здоровьем. Пытаюсь найти правильный режим питания, который подходит именно мне, с моим безумным графиком. Отсыпаюсь, потому что спать я должна минимум девять часов, чтобы дать полноценный отдых голосовым связкам. Так что моя задача в те дни, когда я могу немного отдохнуть, поддерживать своё здоровье на таком уровне, чтобы максимально продлить свое пребывание в профессии.

А как обычно отдыхаете? Есть ли любимые места, куда возвращаетесь вновь и вновь или любите каждый раз открывать для себя что-то новое?

Никогда не возвращалась туда, где уже была. На земле столько прекрасных мест, а жизнь наша так быстротечна, что, если есть возможность финансовая и физическая, нужно ездить в новые места. Но идеальный отдых для меня, признаюсь, – это лежание в шезлонге плюс шопинг. Потому что с моим графиком поездок и так очень много, и когда я приезжаю куда-то с концертом, я стараюсь обязательно посещать экскурсии. Хотя частенько мои поездки выглядят так: самолет – гостиница – концертный зал – самолет. Такой вот День сурка… И, если у меня есть возможность дней пять полежать с интересной книгой, это для меня лучший отдых.

А есть мечта увидеть какое-то особенное место?

Я, наверное, как-то неправильно живу. У меня нет мечты. Если я куда-то хочу поехать и есть деньги, я покупаю билеты и лечу. Но я не могу назвать это мечтой. Хотя всё-таки одна мечта у меня есть – увидеть собственными глазами небоскрёб Бурдж-Халифа.

Современной оперной певице недостаточно только хорошо петь, нужно еще и актрисой быть, и «кульбиты крутить» по ходу пьесы, если так задумал режиссер. С вами тоже экспериментируют и если да, то насколько для вас подобное приемлемо?

Да, современная опера диктует свои требования, не как 50 лет назад. Выглядеть нужно идеально, чтобы никто не мог к тебе придраться. Что касается «кульбитов», то с любым режиссёром всегда можно договориться. Самым экстремальным для меня стал номер на проекте «Большая опера». Это был номер с двойным велосипедом, так называемым тандемом, который стоял на деревяшках и был закреплён металлической арматурой. И мы с ещё одной певицей должны были петь сидя на нём. Одно неловкое движение, и мы запросто могли на эту арматуру налететь! А ещё я исполняла роль Стефано в опере Гуно «Ромео и Джульетта» (это был мой первый спектакль в «Новой Опере») и во время сцены с фехтованием оказалась на краю оркестровой ямы. Чудом не упала!

А как вы считаете: опера должна быть ближе к народу или это все же искусство для избранных?

Считается, что опера – это искусство для избранных. И я всегда очень волнуюсь, когда молодые люди впервые приходят в оперу, потому что первый раз, когда ты знакомишься с чем-то новым, откладывает отпечаток на всю твою жизнь. От этого зависит, будешь ли ты приходить в оперу ещё или ты уже никогда туда не придёшь.

Мы не должны быть ближе к народу, мы должны быть интереснее, чтобы люди приходили. И в первую очередь нужно заинтересовать подрастающее поколение, потому что это наши будущие зрители на ближайшие десятилетия. Опера – это своего рода шоу. Только не попсовое шоу, как мы привыкли, а шоу, построенное на синтезе живого оркестра, живого исполнения, костюмов, актёрской игры, режиссуры – это всё должно быть сделано на таком высоком уровне и настолько профессионально, чтобы молодой зритель захотел прийти ещё раз. Я всегда шучу, что опера умирает уже 400 лет и никак не умрёт. И мы ей не дадим умереть, даже не надейтесь!

В вашем репертуаре более 50 произведений в кантатно-ораториальном жанре. Чем вам близок вам этот жанр, чем привлекает? Ведь он куда менее зрелищный, чем опера?

Скажем честно: он совершенно не зрелищный. Там нет действия. Здесь никто никуда не ходит. Нет костюмов. На сцене нет ничего, кроме музыки. Чем же он мне близок? У меня не только вокальное, но и дирижёрско-хоровое образование. Я очень быстро и хорошо учу новый материал, и мне интересно каждый раз открывать какую-то новую музыку. Я хороший ансамблист, ведь более 20 лет пропела в хоре, это великолепная школа, которой часто не хватает многим моим коллегам, кто занимался непосредственно вокалом и не имеет хорового багажа. И мне интересно, как быстро я смогу выучить материал. А ещё я нахожусь в таком статусе, когда могу знакомить зрителя с новыми произведениями или произведениями, которые исполняются крайне редко. Это очень важно, поэтому я на всех своих концертах стараюсь разбавлять знакомые «хитовые» произведения новой музыкой.

Бывает, что вдруг, «по ходу пьесы», забываете слова? Что в этом случае делаете? Как выходите из ситуации?

Бывает. Это катастрофа. Но такие моменты бывают у каждого исполнителя, они и очень смешные, и очень стрессовые. Если поёшь на русском, сочиняешь новые слова. Если на иностранном – приходится нести какую-то тарабарщину… А что остаётся?

Вы участвовали во многих конкурсах и во многих же побеждали? Какая победа далась сложнее всего? Какая награда наиболее вам дорога?

Сложнее всего мне далась победа в телевизионном конкурсе «Большая опера». Потому что на «Мосфильме» слишком большие чугунные батареи! Дело в том, что съёмки проходили еженедельно, и последние программы писали уже в декабре. Было очень холодно, и в павильоне работали огромные батареи в два ряда по 20 звеньев. Они плюс софиты очень сушили воздух, а для связок это настоящая беда. К тому же в конце проекта я ещё и заболела и дошла до финала на одной силе воли. Но за три месяца съемок я сделала такой рывок, какой я бы не сделала за три года обычной творческой жизни!

Какая высшая награда для оперной певицы? Полные залы, аншлаги и очереди за билетами?

Награды на конкурсах важны скорее для зрителей, для идентификации артиста. Для меня важно признание зрителей. Важно, что, однажды случайно услышав меня или натолкнувшись на видеозапись в Интернете, человек покупает билет на оперу с моим участием, а потом на мой сольный концерт «Романсы Рахманинова» в «Зарядье». Что он приходит послушать именно меня. Для меня это самое важное.