МОДАОбувьРубрики

Обувь, которую мы выбираем

Покупка новой обуви – одно из самых эффективных средств шопинг-терапии. Обращая пристальное внимание на внешний вид и удобство, люди редко задумываются об истории происхождения самого «приземленного» предмета гардероба. А ведь она очень познавательна. Вот лишь некоторые ее страницы.

От палеолита до Древней Греции и Рима

Когда наши далекие предки впервые надели обувь? Об этом до сих пор спорят ученые. Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе считает, что обувь появилась 26–30 тыс. лет назад на западе Евразии. К такому выводу он пришел, проанализировав особенности строения скелетов людей, живших в эпоху среднего и позднего палеолита. Особое внимание он обратил на мизинец стопы, заметив, как в течение этого времени менялся палец и форма стопы, и предположил, что это произошло из-за ношения тесной обуви. По мнению палеонтологов, первая обувь в истории человечества представляла собой подобие армейских портянок из шкур животных, утепленных изнутри сухой травой. Для крепления на ноге использовалось лыко деревьев. Впрочем, это лишь предположения – до наших дней образцы подобной обуви не сохранились.

В Древнем Египте во дворце фараона и храмах полагалось ходить босиком. В повседневной жизни египтяне носили сандалии, защищая ноги от раскаленного песка. Подошва была из пальмовых листьев или папируса, к ноге она крепилась кожаными ремешками. Состоятельные египтяне украшали сандалии декоративной росписью, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Носили сандалии и в Древней Греции. Помните бога торговли Гремеса и его крылатые сандалии с высокой шнуровкой? Именно такая их разновидность пользовалась особой популярностью у мужчин. Законодательницами моды для прекрасных дам считались греческие гетеры. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы на песке оставались следы с надписью «Следуй за мной». Благодаря гетерам появилось и разделение на правую и левую сандалии. А еще эти модницы носили… сапоги-чулки и так называемые эндромиды – высокие резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывающих ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми. Впервые обувь на высокой платформе – котурны – начали носить древнегреческие актеры во время представлений. Они делали это, чтобы публика лучше видела их.

В Древнем Риме обувь выполняла утилитарные и статусные функции, и каждой социальной прослойке предназначалась своя форма. Так, повседневная женская обувь была белого, а мужская – черного цвета. Патриции и плебеи носили солеа – кожаные сандалии, прикрывающие подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Только обувь знати держалась на четырех ремнях, а у плебеев крепилась всего одним ремешком. Солдатам полагалось носить калиги – прочные башмаки, подбитые гвоздями, а актеры носили соччи – специальные веревочные тапочки.

Что касается обуви на каблуках, то первые ее образцы появились в Древнем Израиле. В каблуки дорогой обуви вставлялись флаконы с благовониям.

У скифских племен, предков восточных славян, основным видом обуви были мягкие высокие сапоги, в которые заправлялись штаны. Эта обувь чем-то напоминала современные унты. Женщины у скифов носили невысокие полусапожки, которые надевали на войлочный чулок, окантованный красной тесьмой. Сами полусапожки шились из тонкой красной кожи, украшались орнаментом. Оригинально были оформлены и подошвы – для декора использовали кожу, бисер, а нити делали из сухожилий животных.

Модное Средневековье

В средневековой Европе предпочтение отдавали закрытым туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые украшались колокольчиками или бубенцами. В XIV веке по длине носка обуви судили о состоятельности и знатности владельца. Ходить в длинной обуви было очень неудобно, поэтому, чтобы не спотыкаться, носки обуви загибали вверх, а для надежности приматывали к ноге бечевкой или кожаным шнурком.

67.110.77a-b 0002

В XV веке обувь с длинными узкими носками сменилась широкими короткими туфлями, которые фиксировались на ноге тканевыми или кожаными завязками. Для большей изящности туфель обувщики прибивали к ним деревянные каблуки, а на носках делали разрезы, через которые становилась видна тканевая обувная подкладка.

Особым изяществом отличалась обувная мода XVI века: каблуки были достаточно высоки и отделаны кожей, а голенища сапог делали настолько длинными, что те доходили до середины бедра. Такая обувь была особенно удобна для верховой езды и для охоты – основных развлечений европейской знати. При этом обувная мода была исключительно мужской прерогативой: женщинам нельзя было демонстрировать даже носок обуви, это считалось неприличным, поэтому туфли дам были просты и непритязательны.

Впрочем, в конце XVII – начале XVIII века женщины взяли реванш. Юбки стали короче, на смену грубым башмакам пришли изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи на каблучках, позаимствованных у мужчин. Светским дамам позволялось демонстрировать изящную и богато украшенную обувь. Ну а кавалеры этих галантных времен вышагивали на высоких каблуках, расписанных лаковыми миниатюрами. А еще мужчины носили… шпоры. И не только для верховой езды, но и на балах. Мода, ничего не попишешь!

До наших дней

В начале и середине XIX века место шелковых туфель заняли удобные и практичные кожаные ботиночки, причем как в мужском, так и в женском варианте. В обувной моде обоих полов доминирующей моделью стали ботинки и полуботинки эргономичной формы с удобными застежками и шнуровками. Полуботинки с меховой отделкой на каблучке-«рюмочке» средней высоты были самой модной моделью для дам. Меккой башмачного дела в XIX веке являлась Марьина роща. Именно туда приезжали многие заграничные модники, чтобы заказать обувь.

XX век стал триумфальным для обувной моды: радикальное изменение стиля одежды сделало ее важным элементом при создании модного образа. С точки зрения эргономики сложились две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, женская и мужская обувь тяготела к комфорту – это ярко проявлялось в спортивной, полуспортивной и повседневной обуви. С другой стороны, «парадная» женская обувь экспериментировала с высотой каблука и формой колодки, временами приобретая гротескные и абсолютно неэргономичные формы. Новаторство XX века состояло в том, что форма обуви начала повторять очертания стопы, стелька стала асимметричной. В 1920-е годы очередной бум пережили сандалии. А после Второй мировой войны дизайнеры начали работать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной.

Нынешний век уже совершил революцию в истории производства обуви. На это повлияло разнообразие материалов и обувной фурнитуры. В XXI век усовершенствовали колодки, стельки и модели обуви, а также формы розничной продажи. Появились обувные салоны –магазины и бутики. Представленные в магазинах коллекции не уступают по красоте и изяществу обуви прошлых веков, но теперь новую пару может себе позволить не только человек знатного происхождения, но и любой другой. Пойти, что ли, купить модные туфли или сапожки? Самое время!