ИнтервьюРАЗВЛЕЧЕНИЯРубрики

Международный фестиваль «Чайковский.SPB.RU» 2021 года!

Этот современный, стильный и масштабный проект уже давно нашел достойное место в календаре важных культурных событий Северной столицы. «Чайковский.SPB.RU» призван вызывать повышенный интерес к наследию великого композитора у жителей и гостей города самых разных возрастов. О грядущем фестивале, старт которого состоится 28 сентября в Капелле, и о деятельности Центра музыкальной культуры «Чайковский» нашему журналу рассказал директор Центра Виктор Андреевич Воротников.

– Вы не только автор идеи фестиваля, основатель и директор Центра музыкальной культуры «Чайковский», но еще и идеолог проекта памятника Чайковскому на Невском проспекте?

– Первые публичные выступления Петра Ильича в качестве композитора и дирижера, премьеры произведений – симфоний, опер, балетов состоялись здесь – в Петербурге! В музыкальных салонах звучали его романсы. На конкурсе русского музыкального общества в 1875 году, его опере «Кузнец Вакула» была присуждена первая премия. Опера «Евгений Онегин» прославилась на Императорской сцене. Именно с этого момента он стал по-настоящему признанным в России композитором. Поэтому я считаю, что как композитор, Чайковский состоялся в Петербурге. Сейчас между Перинными рядами и Портиком Перинной линии автомобильная стоянка. Было бы логично перед портиком Руски в створе Михайловской улицы вместо экскурсионных автобусов установить памятник Чайковскому, великому композитору! Он бы стоял как раз напротив памятника другому нашему великому гению – Александру Сергеевичу Пушкину.

– Каковы ваши основные цели и задачи?

– Центр музыкальной культуры «Чайковский» был создан постановлением правительства Санкт-Петербурга пять лет назад и имеет весьма амбициозную программу действий. В рамках этого проекта на Думской улице создается инновационный многофункциональный музыкально-просветительский комплекс XXI века, базирующийся на использовании новейших технологий и современных возможностей коммуникаций. Он включает в себя выставочное пространство, а также несколько разных видов деятельности, таких как: лекционно-просветительская, издательско-полиграфическая, информационно-справочная, фестивальная, концертная. Что такое выставочное пространство? По сути своей – это современный музей, но без артефактов, в котором используется современное мультимедийное оборудование. Виртуальный характер экспонатов даст возможность собрать в единую базу данных рассредоточенные по разным хранилищам – архивам, музеям, библиотекам и частным коллекциям – материалы, связанные с жизнью и деятельностью Чайковского. Подобная мультимедийная выставка о жизни и творчестве Шопена существует в Варшаве, где пользуется грандиозным успехом.

– Как вы хотите привлечь внимание современной аудитории к Чайковскому?

– Для просветительской работы с поколением, выросшим в условиях постоянно растущего информационного поля, необходим поиск новых форм работы и новые пути вовлечения. Важно общаться на привычном для молодых языке в понятном им формате: интернет-сайты, видео-блоги, социальные сети, популярные средства массовой информации. Работа с подростково-молодежной аудиторией через актуальные для них каналы поможет снять с классической музыки ярлык «тяжелого искусства для посвященных». Подача информации о музыкальной культуре в новых интересных формах: анимационных фильмах, спектаклях, видеороликах в сотрудничестве со студентами творческих вузов.

– Почему вами придуман именно фестиваль в честь Чайковского, а не какой-либо проект иной формы?

– Вероятно, вы удивитесь, но до сих пор в Петербурге не проводились никакие массовые мероприятия, посвященные творчеству Чайковского. И мы решили организовать некое музыкальное действо, в котором ключевым элементом станет вовлечение горожан и гостей в процесс создания праздника и непосредственного участия в нем. А главное его действующее лицо – музыка Чайковского и его Личность. Мне кажется, это интересный проект! Программа фестиваль сразу же привлекла к участию сотни исполнителей от 8 до 80 лет, и тысячи зрителей и слушателей из разных регионов России, а также из-за рубежа.

– Открывает фестиваль выступление Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга под руководством дирижера, художественного руководителя фестиваля Игоря Пономаренко с программой «90 лет. Таривердиев»…

–  Благодаря оркестру и возникла идея создать Центр музыкальной культуры. Наш оркестр имеет очень богатую историю. Начнем с того, что он был образован на следующий день после Великой победы и это был оркестр Ленинградского Радиокомитета. Шло время, и оркестр Радиокомитета стал эстрадно-симфоническим оркестром Ленинградского радио и телевидения, а в 1979 году ему было присвоено имя Василия Павловича Соловьева-Седого. В 2002 году оркестр был взят под патронаж губернатора Санкт-Петербурга, получив имя Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга. Сегодня с уверенностью могу сказать, что оркестр ведет очень активную концертную деятельность и в планах много новых программ. Цель фестиваля – показать, что творчество Чайковского современно, актуально и может служить источником вдохновения в разных жанрах современного искусства.

Николай Пешков