ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯ

Иван Рудаков: «Не существует одинаково положительных и отрицательных персонажей»

Он играет разноплановые роли и с легкостью переключается с одного героя на другого. Ему нравится экспериментировать, пробовать новое, а самая любимая его работа, по личному признанию, всегда последняя. Иван Рудаков поделился секретами своей творческой кухни.

Иван, читала, что в детстве вы волей судьбы и обстоятельств оказались в интернате для трудных подростков. Как на вас повлияла эта история? Бойцовский характер закалила?

Да, и перед тем как я поехал туда учиться, родители дали мне напутствие. Отец просил быть сдержаннее. Он говорил мне: «Ваня, не лезь на рожон. Все можно выяснить словами, а язык у тебя подвешен. Не нужно драться, решай все разговорами и обаянием. А главное – ничего не бойся». А мама сказала так: «Чтобы тебя уважали, ты на первом уроке выбери самого здорового парня в классе и на перемене дай ему в зубы. И у тебя не будет никаких проблем».

Я решил сделать так, как сказала мама! Пришел в класс, увидел самого крупного парня, накачал себя, зарядился. Подошел, порвал его учебник, тот меня оттолкнул, я подпрыгнул и со всей силы ударил его по лицу. Естественно, он мне потом навалял! Но это сработало. Меня посчитали сумасшедшим (смеется), со мной старались дружить и не лезли. Да и с этим парнем отношения наладились. Проучился я там недолго, около полугода, это было круто, но все же на мой характер больше повлияло время, проведенное с дедом в деревне. Мы ходили в лес, целый день на морозе драли кору с деревьев или собирали летом ягоды и грибы, а в ночь возвращались обратно. Это все действительно закалило!

Вы закончили юридический институт, затем режиссерский факультет ВГИКа, в результате стали актером. Что заставило вас «менять амплуа»? Почему сразу не пошли учиться на артиста?

Тогда, в начале 1990-х, когда советское кино уже умерло, а российское еще не зародилось, казалось логичным получить среднее специальное образование. Я поступил в исторический лицей, который переформировался и стал правовым. Однако гены взяли свое и я пошел на режфак ВГИКа, а после в джазовый колледж «Школа-студия союз». Учился по классу струнных: гитара, бас. Играл в группе. Сниматься в кино я не стремился, в нашей семье, где есть сценаристы, писатели, режиссеры, операторы, считалось, что актер не мужская профессия. Она зависимая и приходится торговать собой. Как режиссер я снимал рекламу, ну и занимался музыкой, которая в итоге и привела меня в кино. Снимался фильм «Попса», музыку к которому писал прекрасный композитор Юра Потеенко. Мои песни взяли в саундтрек, и продюсер Миша Бабаханов позвал меня сыграть Влада Бойцова, музыканта. Ну то есть самого себя. Я решил, что разок можно. Но фильм имел такой колоссальный успех, что меня стали приглашать и в другие проекты. После этого я вновь вернулся во ВГИК и уже на актерский факультет.

Помогают ли вам в работе ваши музыкальные таланты? Поете ли вы в каком-либо из кинопроектов «своим голосом»?

Занятия музыкой помогают в кино, театре, и наоборот. Когда я отучился на актерском у Всеволода Николаевича Шиловского, на сцене с группой выступать мне стало проще, легче и интереснее. И музыка стала другой. А большой опыт выступлений помогал мне, когда я только делал первые шаги в актерстве. Не было страха сцены, зажимов. В том же фильме «Попса», где мои песни вошли в санудтрек, пел я сам. Еще, в фильме «Не отрекаются любя» мы с Александром Домогаровым вдвоем исполняем замечательную песню композитора Алексея Гарнизова «Небо выбрало нас».

Зрители, и в первую очередь зрительницы, любят ваш фильм «Цыганочка с выходом». Как думаете, почему ваш герой так полюбился публике?

Мне в этом сериале сначала предложили совсем другую, небольшую роль. Но когда я стал читать сценарий, мне так понравился цыган Шандор, что я отправился к продюсеру и режиссеру, чтобы они разрешили мне попробоваться. Они видели в этой роли совсем другого актера, а я так загорелся, что меня было не остановить! Пошел заниматься национальными танцами, общался с цыганами, ездил в табор. Для меня это стало первым большим и серьезным погружением в героя. И роль получилась знаковой. Но дело даже не в этом. Важно то, с какой страстью мой герой любил Лигиту! Она не отвечала ему взаимностью, а он добивался ее любыми способами. Не взаимная, отчаянная, но такая романтичная любовь… А сам он в этой любви настоящий, страстный. Да, он не был хорошим человеком, но был честным в своих чувствах. Он жил по своим цыганским жестким законам, занимался криминалом, но любил беззаветно и до конца! Думаю, именно поэтому Шандор так понравился зрителю.

Какую из картин вы считаете своей визитной карточкой и почему?

Я играл абсолютно разных персонажей: цыганского наркобарона, молдавского торговца людьми, сербского наемника, военного священника отца Алексея, мажоров, певцов, полицейских, военных. В прошлом году у меня было около десяти проектов, в которых я последовательно сыграл антиквара, мелкого подлого автослесаря, лютого бандита из 1990-х, афериста высокого полета, полицейского с характером. Сам я не могу выделить что-то одно. Когда задают вопрос «А какая у вас самая любимая работа?», я отвечаю: «Последняя». Мне нравится пробовать новое, экспериментировать. Не хочется зацикливаться на одном образе. Лучше пусть будет вызов, пусть будет трудно.

Как вы обычно готовитесь к роли? Какую роль хотели бы сыграть, но пока не довелось?

Готовлюсь к ролям по-разному, все зависит от персонажа. Сейчас я снимаюсь в сериале «Медиум», это адаптация одноименного американского проекта. Поскольку это лицензия, многие моменты – диалоги, ситуации, – очень похожи с оригиналом. Но мне не хотелось делать моего героя калькой с американского прототипа, детектива Ли Сканлона (Дэвид Кабитт). Мой Данилов кажется жестоким и бескомпромиссным, но он стал таким в силу обстоятельств. У него погибают родная сестра с мужем, он ищет и находит их убийцу. Такой мститель.

И чтобы показать персонажа, идет и внутренний поиск героя, и разбор его с режиссером. Данилов – полицейский, а их я за последнее время сыграл несколько. Например, в том году это был Звонарев из сериала «Ланцет», очень яркий, колоритный. Я тогда придумал, что он будет голосом косить под Высоцкого: «Р-работу р-работаем, а не фигней страдаем». И в «Медиуме» было важно не повторить Звонарева и не повторить Ли Сканлона. Я делаю такого интересного, спокойного человека с мощными внутренними переживаниями, которые редко вырываются наружу.

В какой картине было особенно сложно перевоплотиться в своего героя? Или таких трудностей у вас не возникает?

Сложно, когда ты делаешь вещи, которые тебе несвойственны в жизни. Очень непросто мне было в «Цыганочке с выходом». Там Шандор, доходя до ручки, бьет и насилует женщину. Перед съемкой этой сцены я ночью не спал, меня всего трясло от осознания того, что я должен сделать! На следующий день тоже не мог успокоиться, настолько непросто было оправдать его поведение. Да и опыта в кино у меня было мало. Сейчас могу быстро выходить из образа. Прошлой осенью я параллельно снимался в четырех фильмах, играя разноплановых героев. Понял, что уже могу переключаться по щелчку: от персонажа к персонажу, и обратно к себе настоящему. В сериале «Счастье можно дарить» режиссера Романа Нестеренко мой герой – очень неприятный тип: Павел, автослесарь. Его сына сажают в тюрьму за непредумышленное убийство, и в этот тяжелый момент он выгоняет жену из квартиры и приводит туда любовницу. Трусливый, мелкий. Было непросто ужаться в такого маленького человека. Но интересно было открыть и эти грани в себе. Сам себя в кадре не узнавал, думал: надо же, какой другой. Мимика, манеры, движения – все чужое. Это крутой опыт!

 Ваш отец, сценарист и режиссер Алексей Рудако, часто снимает вас в своих картинах. Каково вам работать с отцом? Какую совместную работу вы считаете самой удачной и почему?

Мы вместе снимаемся не так и много, я бы хотел больше! Работать с отцом легко! У нас внутренняя психофизика очень похожа. Я чувствую, что он хочет, чего ждет от героя, от сцены, от меня. Мы всегда подробно разбираем все эпизоды, репетируем. Даже когда я иду на пробы к другим режиссерам, могу обратиться к нему за помощью. Он бесконечно мудрый человек, невероятно опытный, очень круто разбирается во всех драматургических тонкостях, и, конечно, я ему доверяю.

Самая успешная наша совместная работа – это «Цыганочка с выходом». Первая большая, и главное, желанная роль! Потрясающий сценарий, что в наше время бывает не часто. Возможность снимать так, как это видит режиссер. До кризиса 2008 года были другие деньги и другие финансовые возможности.

Вас никогда не тянуло пойти по отцовским стопам и написать сценарий для кино? Если да, то какой сценарий вы написали бы и какую роль отвели бы себе, положительного или отрицательного героя?

Конечно же, есть такие мысли. Уже написано несколько сценариев, последний из них – трагифарс с элементами мистики. Думал уже запускаться, но 2020-й внес свои коррективы. Дай бог в ближайшее время получится снять. Это сценарий о человеке, который становится героем, не являясь им изначально. У него масса отрицательных качеств, но в процессе всевозможных передряг и искушений он меняется. Все потому, что героями не рождаются, героями становятся. Такая история Ивана-дурака, который стал Иваном-царевичем. Я не сторонник «черного» и «белого», не существует одинаково положительных и отрицательных персонажей. В чем феномен Шандора из «Цыганочки»?! Он, на первый взгляд, антипод Вани Сергея Горобченко, но зато какой получился яркий, интересный и запоминающийся зрителю персонаж!

 

Говорят, на досуге вы любите заниматься дайвингом. Когда кончится пандемия и границы откроют, куда планируете отправиться? Понырять или попутешествовать?

Дайвинг мне часто приписывают, хотя нырял я только как турист-любитель. Но недавно с друзьями, которые серьезно увлекаются погружениями, мы отправились на Черное море, и я первый раз опустился на глубину больше 20 метров. Провел там полчаса. Непередаваемые ощущения… Помимо этого, в Крыму мы искали паранормальные места, остатки разбившейся летающей тарелки и сняли небольшой документальный фильм ютуб-формата. Вот жду свободное время, чтобы смонтировать и выложить. Это моя первая относительно большая режиссерская документальная работа. Пока веду тревел-блог в моих социальных сетях. На «Фейсбуке» и в «Инстаграме» рассказываю, как поднимался на Кала-Патхар в Гималаях на высоту 6000 метров, проходил трек вокруг Аннапурны в Непале, поднимался к базовому лагерю Эвереста. Это не альпинизм, пока трекинг, но, возможно, в дальнейшем покорю более серьезную высоту. Люблю экстремальные виды спорта: картинг, мотоцикл, параплан. Я адреналиновый человек. Это меня заряжает.

 

Мне нравится пробовать новое, экспериментировать, не зацикливаясь на одном образе. Лучше пусть будет вызов, пусть будет трудно.