АВТОРЕВЮ

Живопись на колесах

Проезжающие мимо грузовики с аэрографией или увешанные диодными лентами и фонарями фургоны уже давно перестали быть чем-то особенным. Такого вида декор стал привычным делом. Но если по дорогам Европы и Америки пустить пакистанский или японский грузовик, гватемальский или филиппинский автобус… он моментально станет предметом пристальных взглядов и обсуждений.

История в… грузовиках

Традиция живописно оформлять транспорт в Пакистане берет начало в далеком прошлом, когда единственным средством для перемещения тяжелых грузов была обычная повозка, запряженная лошадьми. Расписывали далеко не весь транспорт, а только повозки для местной знати. Так, по тележке можно было понять: проехал не кто-нибудь, а богатый и уважаемый вельможа.

В 1920-е годы пакистанская автобусная компания Kohistan воспользовалась традицией росписи, чтобы привлечь в свои автобусы пассажиров. Для росписи автобусов специально пригласили известного художника Устада Элахи Бакшу. Совместная работа мастера и артели помощников принесла свои плоды: автобусная компания стала первопроходцем в художественном оформлении транспорта.

Прогресс шагал вперед, технологии совершенствовались. На смену дереву в изготовлении транспортных средств пришли пластик и металл, в дополнение к краскам стали использовать светодиоды. Смесь прогресса и фольклорных мотивов породила еще большую колоритность и живописность. Грузовики стали не просто средством для транспортировки грузов, а еще и местом для размещения рекламы. И конечно, они превратились в эмоциональное отражение и водителя, и художника. Сегодня, глядя в Пакистане на красочный грузовик, можно прочитать по нему целую историю.

В основу росписи грузовиков ложатся самые простые и одновременно важные сюжеты. К примеру, сельские ландшафты на грузовике мысленно возвращают тоскующего водителя на родные просторы. Изображение портретов любимых женщин символизирует любовь и семейный очаг, а ощущение невидимого присутствия дорогих людей сокращает время разлуки.

Иногда на грузовиках размещают портреты политических деятелей. Они, вкупе с соответствующей символикой в росписи грузовиков, направлены на укрепление патриотизма водителей. Можно встретить на улицах грузовики, украшенные рогами и хвостами коров (своеобразный фетиш), а можно увидеть и религиозную символику.

Типичный хозяин классического Bedford или современных Nissan или Hino тратит на убранство до 20–30 тыс. долларов – сумму, эквивалентную стоимости нового автомобиля. Несколько недель, которые потребуются для инкрустации кузова лампочками и отделки кабины бахромой, водитель готов ночевать в спальном отсеке или на матрасе под грузовиком. Но не только чувство прекрасного заставляет идти людей на такие «лишения». Чем больше лент, спиннеров, флажков и полированных стальных силуэтов животных на борту у грузовика, тем больше у него шансы получить новый заказ. К тому же у хозяина роскошно оформленного грузовика не возникает проблем с привлечением падких на нарядные молдинги водителей.

Декотора, или Тюнинг по-японски

Японские дальнобойщики идут в ногу со своими пакистанскими коллегами. Салон, да и сам грузовик некоторых водителей впечатлит самого искушенного прохожего. Украшенные цветными тканями с замысловатыми орнаментами, ультрафиолетовыми огнями, яркими гирляндами дополнительных фар, эти грузовики напоминают фантастических персонажей из японского аниме. В Японии пестро разрисованные грузовики известны под названием декотора (decotora, то есть decoration truck, что в переводе означает «декорирование, украшение грузовиков»).

Философия японских дальнобойщиков, декорирующих собственные грузовики, проста: чем больше украшений, тем лучше. Само движение берет исток в 1975 году, когда на большие экраны вышел фильм Trucker («Дальнобойщик»), в коротком рассказывалась история водителя, колесившего по Японии на необычно украшенном грузовике. Фильм имел огромный успех и среди японских дальнобойщиков. Многие из них ринулись в свои гаражи – воплощать увиденное в жизнь. Чтобы поделиться своим опытом, уже больше 30 лет японские дальнобойщики собираются на автомобильных выставках, создают клубы и сообщества. Для фанатов этого стиля в Японии выпускаются специальные журналы: «Грузовик» (издательство Geibunsha) и «Король грузовика» (издательство Eiwa Publishing).

Заходите в чикен-бас

В Латинской Америке, особенно в Гватемале, не раскрашивают грузовики. Здесь в качестве «полотна» для художников выступают автобусы. Местные жители и многочисленные туристы называют их не иначе, как чикен-басы («куриные автобусы»).


Причина появления необычного названия проста: местные сельские жители нередко перевозят на крышах автобусов… кур, корзины с цыплятами и клетки с петухами. Конечно, такая необычная традиция не могла остаться незамеченной туристами. В каждом автобусе, помимо водителя, есть еще помощник (ayudante), в обязанности которого входит не только сбор денег за проезд, но и размещение багажа (чемоданов, скота или продуктов) на крыше автобуса.
Раскраска каждого чикен-баса неповторима, так как соответствует вкусам водителя. Часто на общественном транспорте можно увидеть совершенно несовместимые, на первый взгляд, вещи: изображения знойных красоток могут красоваться рядом с цитатами из Библии и ликом Иисуса.

Красота по-филиппински: джипы-автобусы

Невероятно хороши филиппинские джипы-автобусы (jeepney bus), пассажиры которых получают массу удовольствия от одного их внешнего вида. Удивительный дизайн делает такой транспорт настоящим украшением городских улиц!


Jeepney bus появились на Филиппинах в последние дни Второй мировой войны. Они были своеобразным подарком от США: после вывода войск эта страна за копейки продала филиппинцами сотни джипов. Чтобы обеспечить транспортом разрушенную страну, было принято решение использовать их в качестве общественного транспорта, предварительно проведя модернизацию. Джипы разукомплектовали, увеличили количество пассажирских мест, снабдили крышами и… увлеклись процессом настолько, что, кроме технических усовершенствований, занялись и внешним преображением. На джипах-автобусах появились красочные орнаменты, веселые рисунки, лица знаменитостей и даже рекламные изображения.


Сегодня jeepney bus – настоящая визитная карточка архипелага, они пользуются популярностью как у местного населения, так и у многочисленных туристов. Правда исследования последних лет показали, что джипы неэкономичны: 16-местный jeepney bus потребляет столько же топлива, сколько и современный 54-местный автобус с кондиционером. Однако у филиппинцев все же остается шанс дать вторую жизнь своим любимцам: многие джипы-автобусы уже выкуплены для обслуживания тематических парков, курортов и школ.