Мировое турнеПУТЕВОДИТЕЛЬ

Дикие, но симпатичные

На территории Африки до сих пор проживают дикие племена, их общая численность – более 5 миллионов человек. Они не признают достижений цивилизации и довольствуются теми благами, которые достались от предков. Убогие хижины, скромная пища, минимум одежды и странные, порой шокирующие обычаи, но все это их устраивает и в своей жизни они ничего менять не собираются. Расскажем о некоторых племенах.

Спеши строить дом
Этот народ называет себя «людьми холмов», разбросанных по границе Судана. Племя нуба, которое насчитывает около 10 тысяч человек, издавна живет в Нубийских горах. Авторитетом для него являются шаманы, общающиеся с духами предков, заклинающие погоду и призывающие благоденствие на головы скота, которым питается племя. Нарушение изоляции, произошедшее в XIX столетии, привело на землю нуба учение ислама. Сейчас часть народа принимает эту религию наряду с шаманизмом.


«Люди холмов» отличаются высоким ростом, они хорошо сложены и красивы. Свои тела разрисовывают красками, дополняя облик набедренными повязками и нехитрыми украшениями из природных материалов. В ушах мужчин и женщин обязательно красуются сережки, тела украшены шрамированием. Дамы делают пирсинг, вставляя в губы блестящие осколки кварца, и искусный макияж. Не чуждаются они искусства и спортивных состязаний. Нуба обожают танцевать, а местный вид борьбы собирает много зевак.
У этого племени забавный способ выбирать брачного партнера. Присмотрев себе жениха, потенциальная невеста исполняет ритуальный танец, в финале которого закидывает ногу прямо на плечо избранника. Теперь жених должен построить для будущей семьи дом. До того момента семья не считается полноценной, хотя за время строительства у пары могут родиться дети. Как только дом готов, молодые официально становятся мужем и женой. Начиная с первой годовщины со «дня новоселья», они получают новую привилегию – есть из одной посуды.

Кровожадные и беспощадные
Представители племени мурси (численность около 6 тысяч человек, проживают в Эфиопии) выглядят не слишком презентабельно – невысокие, кривоногие, с толстыми шеями, низкими лбами и приплюснутыми носами. Волосы острижены очень коротко и на головах выбриты различные орнаменты. Мужчины мурси известны жестокими боями на палках, а женщины тем, что в нижней губе носят пластины, напоминающей по форме глиняное блюдце. Размер диска зависит от социального статуса девушки и, как правило, указывает на количество скота, которое семья надеется получить, выдав дочь замуж. Совсем в юном возрасте девочкам прорезают часть нижней губы и вставляют деревянные диски. Размер «блюдца» регулярно увеличивается, при этом часть нижних зубов удаляют, а в день свадьбы его заменяют глиняным «дэби». Также женщины мурси носят ритуальные татуировки из рубцов. Чтобы получить такие бугорки, на коже делают надрезы, куда вкладывают личинки насекомых-паразитов. Когда сверху затягивается соединительная ткань, личинка погибает без доступа кислорода, а рубец остается.
Основная еда мурси – сухая каша из перетертого маиса или сорго. Иногда к ней добавляют молоко и кровь животного, которую берут из раны на шее коровы (ее при этом не убивают). Мясо мурси практически не едят, употребляя его только по крупным праздникам. Они поклоняются демону смерти, который, по их представлениям, заключен в каждом члене племени. Соседи считают мурси самыми кровожадными и жестокими убийцами во всей Африке.

Бьет – значит любит
Племя хамер проживает в Эфиопии, в долине реки Омо. Его численность, по разным оценкам, достигает 35–50 тысяч человек. Высокие, ярко одетые хамеры занимаются в основном скотоводством. При этом коровы считаются у них эквивалентом благополучия и единственной «валютой». В племени до сих пор проводят обряд инициации. Для того чтобы доказать готовность стать мужчиной, юный хамер должен пробежать по спинам коров семь раз подряд и ни разу не оступиться. Правда, к этому обряду допускаются только дети из обеспеченных семей, которые владеют 300 коровами и больше.
Девушки племени выходят замуж в 10–12 лет, как только у них появляются вторичные половые признаки. На шею юной жены надевают тяжелые медные обручи, количество которых соответствует тому, какая она по счету у мужа (хамеры практикуют многоженство). Хорошо, если она первая, а каково носить юной девушке, скажем, пять обручей? И это далеко не все испытания, которые ждут женщин племени. То, что они ходят за водой за 10 километров и приносят ее на себе, еще полбеды. При совершении инициации у юношей проводится еще один обряд, когда мужчины хлещут прутьями своих жен по спинам. Хамеры считают, что шрамы украшают… женщину, и чем больше их, тем сильнее она страдала за своего избранного, а значит, и с его стороны отдача будет наибольшей. А после этого зверского избиения женщины втирают в кожу мазь из красной целебной глины и идут… нет, не отлеживаться где-то в теньке, а готовить праздничный ужин!

 

С песней по жизни
Самое известное у европейцев африканское племя – это бушмены. Его название происходит от английских слов bush – «куст» и man – «человек», однако так называть представителей племени опасно, они считают это оскорблением. Правильнее именовать их «сан», что на языке готтентотов означает «чужой».


Внешне бушмены отличаются от других племен Африки: у них более светлая кожа, и губы тоньше. К тому же они единственные, кто употребляет в пищу так называемый «бушменский рис», то есть личинки муравьев. Блюда их них считаются особенностью национальной кухни этого народа. Уклад общества санов тоже отличается от общепринятого у диких племен. Вместо вождей и колдунов они выбирают старейшин из числа наиболее опытных и уважаемых членов племени. Старейшины руководят жизнью народа, не пользуясь при этом никакими преимуществами за чужой счет. Как и остальные африканские племена, саны верят в загробную жизнь, однако у них отсутствует культ предков. Помимо прочего, они имеют редкостный талант к рассказам, песням и танцам, а музыкальный инструмент могут сконструировать из любых подручных средств. Например, встречаются браслеты для отбивания ритма во время танца, сделанные из высохших коконов насекомых с камешками внутри. Практически все, кто имеет возможность наблюдать музыкальные эксперименты санов, стараются записать их на память.

Владельцы всех коров мира
Племя масаи, насчитывающее около 100 тысяч человек, проживает в Кении и Танзании. Масаи искренне считают себя любимцами богов, высшим народом и уверены, что прекраснее их не найдется людей в Африке. Отличительным признаком красоты у этого племени считаются… вытянутые мочки ушей. Для этого детям в семилетнем возрасте прокалывают уши рогом коровы, а впоследствии оттягивают их при помощи специальных деревяшек и тяжелых бисерных украшений. К другим племенам масаи относятся презрительно и… воруют у них животных, потому как считают, что Нгаи, повелитель дождя и главное божество, сотворил коров специально для их народа. Поэтому все коровы, какие ни на есть в мире, считаются украденными… у них, законных владельцев!


Детство масаи вряд ли можно называть счастливым. Мальчики, как только начинают ходить, приступают к пастушеским обязанностям, а девочки делают вместе с матерями всю работу по хозяйству и доят коров. Детей довольно сильно бьют – считается, что это повышает их смелость и терпение.


В подростковом возрасте масаи проходят болезненную процедуру обрезания (кричать при этом нельзя – большой позор). Рана после обрезания заживает несколько месяцев, и все это время мальчики носят особые одежды черного цвета и живут отдельно в так называемом «маньятте». Когда этот период заканчивается, они становятся «морани» – молодыми воинами. С этого момента молодой человек может начинать копить имущество (в основном коров) и торговать. Если у масаи достаточно коров, он может не просто жениться, но взять несколько жен (тем больше, чем больше кров). При этом многомужие в племени тоже нормальное явление. Фактически женщина, которая вступает в брак, выходит не только за своего мужа, но и за его побратимов, одновременно с ним проходивших церемонию посвящения в воины. Только это не значит, что у нее нет никаких прав: женщина сама выбирает время и партнера, а дети при этом считаются потомками официального мужа. Знают масаи и процедуру развода: она называется «китала» и может включать в себя возврат выкупа, заплаченного за невесту перед свадьбой.

Помыться… дымом
Племя химба, живущее на севере-западе Намибии, в Каколенде, насчитывает 3–5 тысяч человек. Власть в племени передается по женской линии, например, бабушка может передать бразды правления внучке, а тетя – племяннице, но мама дочери – нет. Также во главе племени может стоять и патриарх – самый старый мужчина. Семьи в племени полигамные, причем не только у мужчины может быть несколько жен, но и у женщины – несколько мужей. Все жены много и тяжело работают: делают всю работу по дому, заботятся о детях, пасут скот и даже строят дома. При этом они большие кокетки и любят принарядиться – носят множество украшений, сделанных из яиц, меди и ракушек.

А вот из одежды на них только коротенькие кожаные юбки, расшитые бусинами. По прическе химба можно узнать многое, начиная с возраста и заканчивая семейным положением. Маленькие девочки носят две небольшие косички, заплетенные от макушки по направлению ко лбу, а концы волос скрывают лицо от мужских взглядов. Дамы постарше надевают кожаный головной убор эрембе. Его крепят на скрученные и обмазанные красной глиной пряди, которые похожи на дреды. Сделать такую конструкцию довольно проблематично, поэтому женщины спят, опираясь головой на деревянное полено. А еще они… никогда не моются, для очищения используя дым. Так как вода в этих местах на вес золота, такой способ гигиены стал традиционным. На угли кладут ароматные травы, а женщины накрываются одеялом и наклоняются над ними – получается своеобразная сауна. Затем все тело натирают специальной мазью, изготовленной из охры, ароматической составляющей и жира. Кожа приобретает неповторимый оттенок и шелковистость, а нанесенный состав защищает ее от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

«Рыбные» люди
Племя эль моло, проживающее в Кении на озере Туркан, насчитывает всего 75 человек. Его быт напоминает о каменном веке, особенно на фоне соседей, которых можно считать вполне цивилизованными. Самоназвание племени означает «поедающие рыбу», что отражает главные особенности их образа жизни.

Эль моло питаются в основном тем, что вылавливают из окрестных рек и озера Туркан. Для рыбной ловли они не используют металлические крючки, обходятся только костяными гарпунами и крючьями, сетями и веревками из водорослей. По воде, кишащей крокодилы, аборигены передвигаются на легких плотах из тростника. Некогда эль моло могли охотиться на бегемотов и так разнообразить свой рацион мясом. Теперь животные находятся под защитой, убивать их членам племени разрешено только четыре раза в год, поэтому охота на бегемота считается большим праздником и обрядом инициации в том числе, а рыба остается почти единственным продуктом питания. В отличие от соседей, эль моло не пытаются пахать землю и сеять зерно, использовать металлические орудия и новые технологии, а делают все по старинке: мастерят предметы из камня и кости, не используют товарно-денежные отношения. В маленькой общине все в той или иной степени приходятся друг другу родственниками, а близкие связи неизбежно ведут к вырождению. Люди выглядят на десять лет старше своего истинного возраста, в 30 лет уже считаются стариками, а рубеж 50-летия не перешагивает почти никто из них.