ИнтервьюРАЗВЛЕЧЕНИЯРубрики

Вальтер Бенчини: Ренато Казаро и искусство киноплаката

С 3 по 13 декабря под патронатом Посольства Италии в России и Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге пройдет VII Российско-итальянский кинофестиваль, в ходе которого будет представлена самая большая в нашей стране программа итальянских фильмов. В числе документальных – работа Вальтера Бенчини «Искусство киноплаката: последний человек, который рисовал кино». Картина повествует о Ренато Казаро, создателе классических кинопостеров. О своей работе над фильмом Вальтер рассказал в интервью «Философии отдыха», информационному спонсору фестиваля.

Вальтер, почему вы решили снять фильм о Ренато Казаро?

Сегодня мы живем в мире цифровых технологий, где фотошоп полностью вытеснил искусство создания «живописных» киноафиш. Именно поэтому я почувствовал необходимость вновь обратить на это внимание – и рассказал историю одного из величайших в мире художников, создававших киноплакаты. К сожалению, история искусства ХХ века не рассматривает киноафиши, считая их элементом массовой культуры. Однако некоторые плакаты Ренато Казаро выходят за рамки простой киноафиши и могут считаться произведениями поп-арта. Эти афиши цепляют не только творческим гением создателя, идеальной художественной техникой и отсылками к фильму, но и тем, что каждый видит в них что-то личное, пробуждающее эмоции и воспоминания о собственном пережитом опыте. По этому поводу Феллини говорил так: «Афиши фильмов привлекают людей, потому что они похожи на песни: они возвращают тебя в определенные моменты твоей жизни и не дают тебе упустить их». Кроме того, с помощью киноплакатов можно проследить историю кино, иллюстрации, рекламы, историю искусства, социальную и культурную историю той или иной эпохи.

Как родилось название «Искусство киноплаката: последний человек, который рисовал кино»?

Ренато Казаро – последний из величайших плакатистов, доживших до наших дней. У него была очень долгая карьера, он начал ее в 1953-м, а закончил в 1999-м, в то время как большинство других художников-плакатистов прекратили работать в середине 1970–1980-х. Ему удалось продержаться дольше благодаря своему гиперреалистичному стилю.

А сегодн искусство киноплаката еще живо? Смогут ли, по вашему мнению, цифровые технологии полностью заменить художника?

Годы, когда Казаро начал работать, совпадают с экономическим бумом в Италии. В то время телевидение еще только зарождалось и плакат был основным средством привлечения зрителей в кино: иногда он даже мог повлиять на успех фильма. Киноленты держались в прокате по несколько месяцев, были даже кинотеатры, в которых постоянно показывали лишь один фильм. Конечно, в наши дни дело обстоит иначе. Успех фильма можно предсказать по кассовым сборам уже в первые выходные проката. Жизнь фильма очень коротка, но, как это ни странно, больше времени отводится на его рекламу, так как сейчас из-за очень сильной конкуренции стало еще труднее убедить зрителя пойти в кино. Даже если рекламная компания продлится всего месяц, потребуется множество плакатов с разными сюжетами. К сожалению, новые поколения графических дизайнеров не умеют рисовать без помощи гаджетов, они полностью потеряли навык рисования от руки, чем крайне недовольны представители итальянской киноиндустрии. Сегодня за рубежом, особенно в США, искусство создания постеров возвращается в моду благодаря тренду на винтаж 1980-х годов. Поэтому я думаю, что со временем подход изменится. Возможно, в будущем появится новая школа иллюстраторов и художников, таких, как Казаро, которые внесут свой вклад в развитие этого направления.

Расскажите, как проходили съемки фильма?

Идея съемок родилась три года назад. Сначала я хотел снять фильм о Сильвано Кампеджи, еще одном великом итальянском мастере плаката. Я видел подлинники его эскизов на выставке во Флоренции и был ими восхищен. Позже, после углубленных исследований в этой области я открыл для себя самого выдающегося плакатиста Ренато Казаро, больше известного за рубежом, чем в Италии. Несколько лет назад он вернулся в Италию, в Тревизо (близ Венеции), я несколько раз ездил к нему в гости. Меня поразили его мастерство, доброжелательность и готовность к сотрудничеству. Впоследствии, уже во время съемок мы стали хорошими друзьями. Когда тесно работаешь с человеком в возрасте, может потребоваться вдвое больше времени, чем предполагалось. В нашем случае вначале Ренато заболел, потом умер его любимый кот и Ренато страшно переживал. Еще он волновался, что сам скончается раньше, чем завершатся съемки…

Как вам удалось раскрыть внутренний мир Казаро? Что происходило на съемочной площадке и за ее пределами?

Мы работали по три-четыре дня в неделю в течение двух лет с небольшой съемочной группой, чтобы не быть слишком навязчивыми и не утомлять мастера. Практически все это время мы жили с ним. Его жена готовила нам обед, потом мы ждали, пока Ренато немного отдохнерт, затем он продолжал работу до вечера. Мы все сдружились, и в такой атмосфере мастеру было действительно комфортно.

В вашем фильме Ренато Казаро рассказывает о своей технике живописи. Далеко не все художники любят говорить на эту тему. Как это было в случае с Ренато?

Это было нетрудно. Ренато сам по себе человек открытый, и дружеские отношения с ним тоже сыграли свою роль. Поначалу он немного осторожничал, но затем понял, что за фильм я хочу снять, и тогда полностью открылся нам.

Какой из киноплакатов, созданный Ренато Казаро, нравится вам больше всего?

Без сомнения, плакат фильма Люка Бессона «Никита». Это пример того, как киноафиша может передать краткое содержание фильма. На постере главная героиня стоит спиной к публике, не показывая своего лица, что дает возможность зрителям самим додумать сюжет картины. На мой взгляд, это одно из самых ярких проявлений стиля Казаро – передача сюжета через графику.

В чем еще проявляется уникальность стиля Казаро?

Ренато первым использовал аэрограф для создания киноплакатов – в 1980-е годы это было абсолютно новаторским приемом. С помощью аэрографа он создавал световые эффекты, выводил передачу светотени и перспективы на совершенно новый уровень. Я считаю, что многие его гиперреалистичные работы вполне могут составить конкуренцию фотографиям. Если вы посмотрите на плакат Казаро, готов поспорить, что вы не поймете, обработанная ли это фотография или его рисунок!

Какие рассказы или мысли Ренато об итальянском кино и знаменитостях вам больше всего запомнились?

Ренато рассказывал много историй о Серджио Леоне, они раскрывают те аспекты его характера и личности, о которых мы даже не догадывались. Из рассказов Ренато о Леоне складывается образ гениального художника и продюсера, который лично участвовал в продвижении своих фильмов и даже знал, какие указания дать дизайнеру плакатов.

 

Теренс Хилл, Карло Вердоне, Дарио Ардженто рассказывают о Ренато Казаро в вашем фильме. Когда вы пригласили их принять участие в картине, они сразу согласились? Был ли кто-то, кто не смог откликнуться?

Все они с радостью приняли участие в моем фильме, потому что испытывают большое уважение и благодарность к Ренато. Бернардо Бертолуччи тоже должен был участвовать в создании фильма, но, к сожалению, его не стало за четыре дня до съемок.

Что вам больше всего запомнилось из съемочного процесса?

Самое захватывающее воспоминание – когда мы пошли в хранилище, где при определенной температуре и влажности хранятся оригинальные эскизы и наброски Ренато. Нам нужно было сделать подборку из тысячи работ, и, открыв папки с ними, я обнаружил эскизы киноплакатов фильмов, которые знал и любил с детства. Это было невероятно. Вот оно, коллективное сознание людей XX века прямо перед моими глазами…