АВТОРЕВЮ

Автомобиль: на изломе

Влад Злобин

Как электрический ток преодолевает сопротивление в проводнике, так и электромобилям приходится преодолевать сопротивление со стороны простых автолюбителей, то есть абсолютного большинства.

Сопротивление

Аргументы против представляются весомыми: новый тип транспорта дорог в цене, далеко на нем не уедешь, зарядить батарею – настоящий квест. К тому же автомобиль в традиционном виде открывает простор для самовыражения, дарит ощущение свободы, творчества и, кстати, по желанию приятно урчит или мощно ревет. А главное, старый добрый вид жидкого топлива никуда не делся, продается на каждом углу. Так к чему все эти пляски вокруг «электричек»?! Ведь переход с конной тяги на ДВС действительно открыл новую эпоху освоения пространства, а переход на электромобили, простите, кроме проблем пока не сулит ничего.

Похоже, что ключевое слово здесь «пока». Давайте представим себе ситуацию на дорогах лет 20 спустя.

Футурология

Свершилось! В 2040-м преобладает поколение, выросшее с «экраном в руке». Это «профессиональные» пользователи, и к автомобилю они относятся как к функции, не более. Дорожная ситуация в городах постепенно улучшается. Большие ограничения на использование личного транспорта освободили дорогу общественному. Естественно, победило электричество. Всем давно понятно, что автомобиль на жидком топливе в городе – лишний. От него шум и вредные выбросы. Он занимает на дороге больше места. Ради него в землю были закопаны сотни бочек с жидким топливом и так далее. Совсем другое дело – электромобили. Они полностью контролируемы, значит, почти «не нарушают» ПДД. Они способны передвигаться самостоятельно (с небольшими оговорками), значит, в режиме «такси» им не нужен водитель. Они тихие, адаптивные, по ночам сами встают на подзарядку, а утром создают микроклимат в салоне согласно погоде за бортом. Идеальный транспорт!

Автомобили с устаревшим ДВС, впрочем, тоже пока производятся, но в ограниченном количестве и ориентированы для перемещения грузов и людей между городами. Их силовые установки, естественно, гибридного типа: в населенных пунктах – электротяга, на трассе в дело вступает поршневой мотор. Их электроника автономна и подчинена «Центру управления движением», но человек может быть допущен к управлению автомобилем (до первого нарушения ПДД). Чтобы стать автовладельцем, нужно доказать, что это необходимо: например, вы сельский врач, местный строитель или фермер. А вот программисту, бухгалтеру или представителю иной «сидячей» профессии автомобиль официально не положен, но… «есть варианты». Собственный автомобиль, как когда-то прежде, постепенно становится роскошью.

Кстати, приближаясь к мегаполису, машина сама находит свободное место на пригородной парковке. Дальше можно передвигаться только на такси, общественным транспортом или городским каршерингом.

А что же «для души»? Интернет-сообщества автолюбителей пестрят фотографиями старых «горючек» – автомобилей родом из XX и начала XXI века. Увы, они почти вне закона: разрешены для использования на автодромах, гоночных трассах, специальных участках некоторых удаленных шоссе и в «малонаселенной местности». Владельцы держат их в гаражах, перевозят на прицепах, выезжают на слеты и платят огромные налоги. Содержать и ремонтировать эту технику становится все сложнее.

Самое большое автомобильное событие – ежегодный парад «Внутреннее сгорание». Весь транспорт, что был выпущен до 2010 года и находится в исправном состоянии, может принять участие в ностальгическом шоу. В больших городах перекрывают центральные улицы, в пригородах разбивают палаточные лагеря, куда за три дня начинают прибывать участники. Продаются бензин, солярка, символика и атрибутика самых немыслимых форм и цветов, а какие рассказы бывалых можно услышать!..

Логика прогресса

А если серьезно, имеется ли здравая логика в нынешнем автомобильном электробуме? Пока электромобилей мало – вроде бы да. Однако посчитаем вред от производства миллионов батарей для будущих электромобилей. Учтем выработку электроэнергии, которая потребуется для их подзарядки. Оценим нанесенный вред и затраченные ресурсы при утилизации отслуживших срок батарей… Не станет ли всем от экологичных электромобилей в будущем хуже, чем сейчас от выхлопных газов?

Сторонники идеи рассуждают так. Во-первых, выхлопные газы в рамках использования ДВС обезвредить разумными затратами не удается. А вот справиться с вредными факторами производства, эксплуатации и утилизации электромобилей современным технологиям вполне под силу. Да и ресурс таких авто выше, чем с привычным ДВС.
Во-вторых, зависимость от поставщиков нефти чревата. И здесь аргументы политиков так же сильны, как и экономистов.
В-третьих, ископаемое топливо все равно в будущем станет слишком дорогим, так не разумнее ли сейчас, пока этого не произошло, постепенно переключаться на электротягу?

В-четвертых, и это может быть главным аргументом, искусственный интеллект «автопилота» вскоре достигнет такого уровня, что сотня электромобилей под его управлением будут безопаснее, чем одно допотопное авто с человеком за рулем.

К тому же перестроить города невозможно – они такие, какие есть. Согласитесь, в этих реалиях необходимо что-то делать с автомобилями. Уже имеются критические сложности с парковками и пробками. Возле больницы, школы, детсада машину не оставить. В новом жилом комплексе на 800 квартир просто нет места для стоянки 800–1000 автомобилей! Автовладельцы постепенно свыкаются с чувством, что они «нежелательные лица» для города.

Уверен, подрастающее поколение не захочет платить такую цену за право и сомнительное удовольствие иметь автомобиль. В конце концов, если авто выполняет свою функцию доставить человека из точки «А» в «Б», то какая разница, кто за рулем и что у машины под капотом? Во время поездки гораздо интереснее погрузиться в виртуальную реальность смартфона, чем следить за сантиметрами до бампера соседней машины.

Можно сколько угодно сопротивляться и защищать уходящую эпоху, но электромобили как городской транспорт в итоге неизбежно потеснят всех прочих. Не сегодня, но это произойдет. А сегодня я все чаще выбираю общественный транспорт в городе и задумываюсь о том, чтобы сменить свой хетчбэк на старого проверенного «проходимца» для вылазок на природу. По-моему, разумное решение для эпохи перемен. А для души заядлого автомобилиста… купите ГАЗ-24 или ВАЗ-2101, пока не поздно, и восстановите. Удовольствия и лайков будет столько, что душа непременно возрадуется!