Идеальная парижанка
Ей было всего 18, когда она выпустила свой первый трек и в одночасье стала знаменитой. Удивляясь любви публики и вниманию именитых музыкантов, скромная задумчивая Франсуаза Арди всю жизнь писала музыку и тексты для своих песен. А еще до последних дней оставалась олицетворением парижского шика. 11 июня 2024 года любимая миллионами певица покинула этот мир.
Движение вверх
Франсуаза Мадлен Арди родилась 17 января 1944 года в Париже в семье директора завода. Родители ее расстались, так что Франсуазу и ее младшую сестру воспитывала мама. Отец в жизни детей тем не менее участие принимал. По его настоянию старшую дочь определили учиться в религиозный колледж. И надо же было так случиться, что именно в этих стенах она впервые услышала по радио рок-н-ролл! Девочка буквально влюбилась в музыку. Она занималась в частной музыкальной школе, а у отца в честь выпуска из колледжа выпросила гитару. Правда, в те годы Франсуаза еще не задумывалась о музыкальной карьере.
После окончания колледжа она поступила на факультет политологии Парижского университета. А через год в газете France Soir прочитала рекламное объявление о том, что компания звукозаписи набирает для работы молодых певиц. Девушка пришла на прослушивание, и в ней сразу же разглядели талант. Так Франсуаза не стала политологом, но стала певицей.
В 1962 году песня Tous les garçons et les filles сделала ее знаменитой. Пластинка была распродана тиражом в 500 тысяч экземпляров. Франсуаза стала весьма востребована: режиссер Роже Вадим пригласил ее на роль в фильме «Замок в Швеции», ее позвали на Евровидение. В 1963 году она представила Монако с песней L’amour s’en va и заняла пятое место. В том же году получила награды Академии Шарля Кро и французского телевидения и записала свои песни на четырех языках. Стала регулярно выпускать альбомы, причем множество песен писала сама. А еще она снялась в шести фильмах, самым известным из которых стал «Большой приз» 1966 года…
Ее секрет
Молодая Арди воплощала собой образ идеальной парижанки. Ее фотографиями иллюстрировали статьи о парижском шике, а ее песни как нельзя лучше соответствовали атмосфере французской столицы. Эстетике Франсуазы подражали тысячи девушек, выбирая косухи, объемные пальто, водолазки, мини-юбки, ботфорты, как у нее. И ее охотно слушали.
За свою жизнь Франсуаза выпустила 28 студийных альбомов. Сумела записать сотни песен на разных языках — французском, английском, итальянском, немецком, получить больше десятка престижных наград и всегда сотрудничала только с лучшими — Сержем Генсбуром, Малкольмом Маклареном, Игги Попом, Деймоном Албарном и Air. Ею искренне восхищались Мик Джаггер, Дэвид Боуи и Боб Дилан. Но сама Арди была уверена, что волновала этих культовых музыкантов не как певица, а как красивая женщина. Возможно, она лукавила. А скорее всего, искренне недооценивала себя, всю жизнь считая свой музыкальный дар довольно ограниченным. Правда в том, что из своих данных она сумела выжать максимум и стала настоящей легендой.
На протяжении своей карьеры Франсуаза никогда не боялась экспериментов — и со стилями, и с текстами. С возрастом ее лирика становилась все глубже и вдумчивее. При этом она никогда не эксплуатировала принесший ей славу образ и не боялась выбирать для себя новые темы, соответствующие возрасту и своему мироощущению.
В последнем альбоме Арди, выпущенном в 2018 году, много песен о зрелости и смерти. «Когда вам исполняется 74, вы начинаете больше рефлексировать, — говорила она. — Вы уже не можете петь о том же, о чем пели в 20 и 30 лет, это выглядит нелепо… Сейчас я много пою о смерти, но без надрыва — скорее, в символическом, позитивном ключе».
Вдохновлявшая дизайнеров
Отношения с модой у Арди были куда серьезнее, чем принято считать. Да, за ней надолго закрепился образ «парижанки в косухе» — роль в фильме «Гран-при» 1966 года о гонщиках «Формулы-1» стала культовой. Но не только это. На нее равнялись именитые дизайнеры. Например, Рей Кавакубо использовала строчку из популярной песни Арди Tous les garçons et les filles для названия своей марки Comme des Garçons.
И на пионера модного футуризма Андре Куррежа Франсуаза повлияла тоже. В 1960-е годы она буквально не вылезала из созданных им мини-юбок и объемных пальто. И в знаменитом смокинге от Ива Сен-Лорана она дефилировала вместе с Катрин Денёв, одной из первых.
Собственную сексуальность Арди никогда не форсировала. И именно по этой причине ее образы и сегодня выглядят современно. Однако изредка она была не чужда экстравагантности. В 1968 году Пако Рабанн сшил для нее сразу два концертных наряда, вошедших в историю. Первый — облегающий комбинезон в пайетках, в котором Франсуаза появилась во время лондонских гастролей. Второй — платье из золотых пластин, инкрустированных бриллиантами, в котором она показалась в том же году несколькими месяцами позже на открытии Международной выставки алмазов в Париже. Фурор произвела сказочный!
С возрастом ее стиль стал более сдержанным и спокойным. «Боже мой! Она так потрясающе выглядит для исполнительницы, которую вроде как относят к эпохе ретро!.. Что меня больше всего в ней восхищает, так это то, что она меняется с каждым десятилетием, будь то музыка или стиль, и всегда остается современной», — говорил о ней модельер Николя Жескьер, креативный директор женской линии модного дома Louis Vuitton. А оставаться современной всегда — очень большой талант.
«Сумасшедшая любовь»
Франсуаза много лет коротко стриглась и принципиально не закрашивала седину. В интервью утверждала, что в душе молода и желание познавать мир у нее не угасло. Начиная с 1960-х годов увлеклась астрологией: в соавторстве написала несколько книг и даже вела еженедельную радиопрограмму. Еще обожала графологию, легко могла определить по почерку характер собеседника и очень много читала. В 2012 году она выпустила роман под названием «Сумасшедшая любовь», где исследовала природу страстей и их влияние на жизнь женщины.
В своих многочисленных интервью Арди много рассуждала о возрасте и стала для соотечественников образцом того, какой может быть идеальная «взрослая» дама. Умной, активной, не исчезающей из информационного поля и занимающейся тем, что ей нравится. Не думающей ставить на себе крест. Остающейся самой собой и поющей о том, что в данный момент для нее важнее всего.
Франсуаза была очень сильной. 20 последних лет жизни она болела раком лимфатической системы. Не сдалась. Прошла несколько курсов химиотерапии и после этого выпустила три номерных альбома, один из которых стал золотым, другой — платиновым. В 2015-м она неудачно упала в душе, да так, что несколько недель провела в искусственной коме, но выжила. И выпустила очередную пластинку. На одну из этих баллад снял клип великий режиссер Франсуа Озон. А незадолго до 75-го дня рождения у нее случился рецидив рака. И она продолжала бороться еще долгих пять лет…
«Не женщина, а настоящий танк», — говорил о певице ее близкий друг, фотограф Жан-Мари Перье. Ей было что сказать миру. И пусть Франсуазы Арди больше нет, но остался ее голос, ее образ, ее книги. С их помощью она продолжает говорить с теми, кому это нужно.