ИнтервьюРАЗВЛЕЧЕНИЯ

Сергей Пускепалис: «К счастью, у меня нет свободного времени»

Беседовала Алла Красинская

Талантливый режиссер, киноактер, обладатель множества кинонаград, Сергей Пускепалис сегодня выступает в новом амплуа – председателя международного фестиваля «Герой и время». А какой он сам? Чем наполнена его жизнь? К чему он стремится и о чем мечтает? Об этом и многом другом Сергей рассказал в эксклюзивном интервью «Философии отдыха».

Сергей, скоро в Железноводске состоится международный фестиваль «Герой и время» под вашим председательством. На каком этапе сейчас подготовка к нему?
Я президент этого фестиваля, и это скорее почетная должность, а не исполнительная. Я представляю этот фестиваль, а занимается им в полной мере с полной отдачей сил Эдуард Владиславович Бояков со своей командой. Все идет в соответствии с теми обязательствами, которые есть у нас перед руководством Ставропольского края.

Вы ведь еще никогда не были председателем кинофестиваля? Как ощущаете себя в новой роли?
Пока что я этого еще не осознал, лучше расскажу после фестиваля.

По какому принципу отбираются картины, которые будут представлены на киносмотре? Как разрабатывалась программа, и какое участие вы принимали в этом процессе?
Пока что этим занимается наш программный директор Алена Сычева и один из учредителей, кинопродюсер Вадим Горяинов. Фильмы отсматривают они, потому что у них есть к этому страсть, они точно понимают их направленность. Хочу сказать, что картины отбираются не только по художественному принципу, но и по идеологическому: приветствуются традиционные ценности. То есть это будут фильмы не о пороках и их сладострастном раскрытии, что зачастую встречается в современном кинематографе. Это будут истории о людях, которые борются и помогают другим людям. Еще хочу сказать, что из 12 художественных и 12 документальных фильмов фестиваля только треть российского производства.

Кто они, герои нашего времени? Какие они?

Я предлагаю читателям узнать об этом на фестивале «Герой и время», который впервые пройдет в Железноводске с 25 мая по 2 июня. Впоследствии на этом фестивале можно будет из года в год открывать для себя новые темы.

Режиссуре вы учились у Петра Наумовича Фоменко. Какие заветы мастера воплощаете в своих театральных постановках?

Наверное, есть критики, которые могут провести параллель. Честно говоря, я следую только одному принципу Петра Наумовича: наслаждаться жизнью и делиться своим восторгом. Это подарок, которому нужно радоваться ежечасно и повсеместно.

Вашим главным автором был и остается Алексей Слаповский. Чем был обусловлен ваш выбор? Насколько важно для вас такое понятие, как творческий поиск?
С Алексеем меня связывают давняя дружба и сотрудничество. Я поставил достаточное количество спектаклей по его пьесам, снял фильм «Клинч» по его сценарию, и сейчас еще один сценарий у меня в разработке. Я уверен, что ничто нас не разлучит в плане творческого сотрудничества.

Что касается творческого поиска, то для меня он очень важен, но я не принадлежу к числу тех авангардистов, для которых поиск – цель жизни. Это особый сорт людей, я тоже ими интересуюсь, потому что это отважные «икары», и они иногда обжигают свои восковые крылья. Но я, к сожалению, не принадлежу к их числу. Или к счастью.

Сниматься в кино вы стали достаточно поздно, но сейчас, похоже, вошли во вкус… Как у вас, режиссера, складываются отношения с режиссерами на съемочной площадке? Всегда ли совпадают ваши взгляды и приходится ли отстаивать свои убеждения?

Я хочу поделиться своим открытием: на площадке других вариантов нет. Если в театре роль в дальнейшем принадлежит актеру, то в кино она всецело принадлежит режиссеру. Сколько бы ты не отстаивал свою позицию на съемочной площадке, все потом очень просто решается на монтажном столе. Если кто-то думает, что в кино существует сотрудничество между актером и режиссером, то он ошибается. Это во-первых. Во-вторых, споры бессмысленны. Если ты даешь согласие на участие в работе, значит, ты уже на этапе сговора понимаешь (это не только в кино, и в театре тоже), что капитан корабля несет ответственность за все плавание: и за успех его, и за провал. Если ты помогаешь успеху, это одно, если ты способствуешь провалу, это совершенно другое. Это уже свидетельствует о твоих не очень хороших человеческих качествах, потому что в самом начале сговора можно было отказаться от сотрудничества. Мои отношения с режиссерами складываются очень продуктивно. Мое режиссерское образование и видение помогают им тратить на меня меньше времени, что-то объясняя.

Знаю, что вы вели курс на театральном факультете Магнитогорской государственной консерватории. Хотели бы повторить этот опыт? Как складывались отношения со студентами? Следите за их достижениями?

Наследие человечества и передача его следующим поколениям – очень важная функция. Я честно признаюсь, что не обладаю качествами педагога. Однако у меня были очень хорошие помощники в Магнитогорской консерватории, которые курировали наших ребят, а я уже приходил и доводил до какого-то результата. У меня педагогических амбиций нет, и я очень уважаю тех, кто кладет свою жизнь на алтарь того, чтобы люди оставались людьми в дальнейшем. Слежу ли я за студентами? Конечно. Если у них все получается, то очень радуюсь их успехам. И огорчаюсь, когда у них что-то не выходит.

Когда вы соглашаетесь сниматься, что для вас является определяющим фактором: сценарий, режиссер, роль? Часто ли вы отказываетесь сниматься?
Все эти факторы определяющие, но в первую очередь, конечно, личность режиссера. А теперь еще и продюсерская компания. Я никогда не отказываюсь, просто на некоторые работы у меня нет времени.

Что вы хотели бы снять как кинорежиссер? Ведь пока в вашей режиссерской фильмографии только одна картина «Клинч», которая, кстати, была отмечена на фестивале в Благовещенске как лучшая режиссерская работа. Сильно ли, на ваш взгляд, отличаются кино- и театральная режиссура? Сложно театральному режиссеру перестроиться на кино, и наоборот?

Этот вопрос тянет на целую главу какой-нибудь книги. Боюсь, что я не смогу на него полностью ответить, но хочу сказать, что кому-то это мешает, кому-то нет. Спектакль, который я делал в Башкирском молодежном театре, был успешен, и это побудило меня снять картину по этому сюжету. Теперь я хочу снять кино по другому сюжету Алексея Слаповского. Фильм будет называться «Что там за рекой».

А сами вы как зритель какое кино смотрите? И какие книги читаете?

Кино я смотрю интересное, а книги читаю содержательные.

Как обычно проводите свободное время, есть ли у вас увлечения, хобби, где любите отдыхать?

К счастью, у меня нет свободного времени. И, к счастью, у меня нет хобби. Все, что у меня есть, это моя работа, мои друзья и семья. Самое главное хобби – это общение с друзьями.

Как относитесь к путешествиям и куда планируете отправиться в ближайшее время?

Я очень хорошо отношусь к путешествиям. Раньше мне нравилось открывать для себя какие-то горизонты, города и поселения, удивляться разнообразию нашего мира. Сейчас все мои ближайшие путешествия связаны только с фестивалем «Герой и время» в Железноводске.