Все эмоции нужны человеку: одни сообщают ему о чем-то, другие побуждают к чему-то, третьи помогают пройти какую-то ситуацию. Но есть такие эмоции (тревога, вина, стыд, ревность, зависть, обида, гнев), которые доставляют сильный дискомфорт как самому человеку, так и тем, с кем он взаимодействует. Как научиться проживать непростые эмоции без ущерба для себя и других?
Не тревога, а беспокойство?
Люди испытывают тревогу, когда начинают настраиваться на какой-то негативный исход в будущем, опасность или беду. Да, возможно, это случится, а может, и нет. Стоит ли так нервничать?
На какое более здоровое, функциональное чувство можно заменить тревогу? Как поступает нетревожный человек, когда в его жизни действительно происходит или может произойти что-то неладное? Он беспокоится. Тревога и беспокойство могут казаться очень похожими эмоциями, но между ними есть существенная разница. Например, тревожные люди склонны преувеличивать опасность, «накручивать» себя, одновременно преуменьшая свои способности справиться. А нетревожный человек сможет оценить реальную опасность и сконцентрироваться на собственной готовности совладать с угрозой.
Не вина, а сожаление?
Чувство вины возникает тогда, когда поведение человека не соответствует чужим ожиданиям и он сам согласен с тем, что не должен был так поступать. Также чувство вины охватывает человека, считающего, что он нарушил какие-то общепринятые нормы или понятия о справедливости.
Если человек чувствует вину, он оценивает свое поведение как неправильное, ощущает при этом себя плохим или даже ужасным, из-за чего вина еще больше усиливается.
Как сделать так, чтобы дисфункциональное чувство вины стало более здоровым, помогало исправить ошибки и двигаться дальше? Для этого есть более здоровые и неразрушающие чувства – это сожаление и раскаяние.
Стоит изменить негативную оценку себя как личности на конкретную и разумную оценку своих действий. Не вымаливать прощение и не давать невыполнимых обещаний «больше так не делать», а приносить извинения за конкретный поступок и исправлять его, если это возможно. И уж тем более оставить пустые попытки исправить прошлое и принять произошедшее.
Не обида, а досада?
Обида возникает, когда ожидания от других людей не совпадают с реальностью. Обиженный человек при этом часто переоценивает степень несправедливости поступка другого человека по отношению к себе. Он даже может увидеть повод для обиды там, где его и не было.
Как себя ведет человек, когда он обижен? У него плохое настроение, часто он перестает разговаривать с обидчиком, а если не молчит, то припоминает прошлые обиды. Напряжение и раздражение растут, что приводит к еще большему конфликту. Можно ли вести себя иначе, более конструктивно?
Лучше заменить обиду на досаду или разочарование. При такой эмоции человек ведет себя иначе: он выражает свои чувства вслух, обсуждает ситуацию, дает возможность обидчику объясниться и только потом делает выводы, были ли его претензии и ожидания обоснованы.
Работать на опережение
Всегда, даже в стабильном состоянии психики, надо помнить о профилактике и поддержании своей эмоциональной устойчивости – заботиться о своем психологическом комфорте и стараться не накапливать эмоциональное напряжение.
Люди часто не придают значения подавляемым эмоциям и чувствам – тревоге, напряжению, злости, обиде, усталости, раздражению. А потом случается взрыв, эмоции льются через край, поведение становится импульсивным. Очень важно вовремя прислушиваться к своему организму, слышать свои потребности и давать себе то, что в данный момент нужно – отдых, тишину или, наоборот, физическую активность, интересное развлечение и так далее. Важно научиться замечать отрицательную эмоцию раньше, чем она достигнет своего пика, определять триггеры, слышать даже самые слабые сигналы своего тела и мозга, вовремя отвлекаться или давать своим эмоциям разрядку.
Будь готов
Суть любой психопатологии заключается в отсутствии гибкости. Чтобы стать счастливым и устойчивым к любым трудностям, необходимо развивать в себе гибкость поведения и мышления относительно всего происходящего в жизни.
Неприятности будут случаться всегда, это неизбежная часть бытия. Но то, как человек реагирует на них, как с ними справляется и как к ним адаптируется, определяет личную удовлетворенность жизнью.
Важный шаг к развитию психологической гибкости – это готовность к любому опыту, переживаниям и ощущениям. Если такой готовности нет, человек будет пытаться разными нездоровыми способами подавлять боль и неприятные переживания либо избегать и игнорировать их. Борясь со своими негативными мыслями, эмоциями, переживаниями, воспоминаниями, подавляя, отгоняя или избегая их, человек, как правило, терпит неудачу, при этом болезненные переживания усиливаются, страданий становится больше.
Попытка бороться с беспокоящей мыслью или эмоцией приводит к противоположному результату, к так называемому эффекту отскока, когда неприятная эмоция или мысль становится еще более сильной и заметной. Классика: если стараться не думать о чем-то неприятном, мыслей об этом становится только больше. Например, если у человека депрессия, и он старается больше времени проводить в кровати, чтобы не столкнуться еще с каким-нибудь стрессом или неприятными ситуациями, то в результате он еще больше погружается в депрессию.
Готовность к любому опыту – это открытость любым поворотам судьбы, любым событиям, любым эмоциям, переживаниям и мыслям. Но важно понимать, что готовность – это не покорность, не смирение, не призыв стоически терпеть все удары судьбы или сдаться. Если смириться с болью, то тогда это может значить, что человек подчинился ей. Если терпеть боль, это может выглядеть как игнорирование своих переживаний, что тоже не приведет к хорошим результатам. Вот почему готовность к разному опыту совсем не то же самое, что смирение и терпение. Это способность человека признавать и принимать потери, трудности и боль в этой жизни. Это гибкое взаимодействие с любым неприятным опытом, которого инстинктивно большинству всегда хочется избегать.