В петербургском Театре музыкальной комедии премьера – мюзикл «Девчонка на миллион». Музыку к спектаклю написал Максим Леонидов, а постановку осуществил Андрей Носков. О творческих открытиях, неординарных решениях и, конечно, о любви создатели спектакля рассказали в интервью «Философии отдыха».
Андрей, Максим, в основе вашего мюзикла «Девчонка на миллион» – сценарий советского фильма «Начальник Чукотки». Но в мюзикле главный персонаж не только запел, но и оказался девушкой… Чем привлек вас обоих этот сюжет, и почему вы решили подвергнуть его столь значительной трансформации?
Максим Леонидов: Когда я искал сюжет для будущего спектакля, мне вспомнился фильм «Начальник Чукотки», который я люблю с детства. В нем невероятным образом переплелись и удивительная судьба героев, и почти кругосветное путешествие. Чего еще можно желать для театрального спектакля! Но Александр Шаврин, написавший либретто, предложил молодого героя превратить в героиню, а того, что постарше, немного «омолодить», чтобы между ними возникла любовная тема.
Андрей Носков: Фильм Виталия Мельникова, который я тоже очень люблю, в хорошем смысле слова наивно-патриотичный. Но сегодня очень важно, мне кажется, показать зрителям живую историю, построенную на искреннем чувстве. В нашем спектакле – это любовь.
Как сложился творческий тандем Андрей Носков – Максим Леонидов? Это первый опыт совместной постановки или эксперименты уже были?
Максим: Жанр мюзикла очень сложен для постановки, и режиссеров, которые владели бы им, очень мало. Думаю, именно поэтому директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф часто приглашает режиссеров из-за границы. Но с Андреем мы знакомы давно, и ему я полностью доверяю. Он уж поставил два спектакля по моим мюзиклам: «Мама-Кот» в Театре эстрады и «Крем, джем & буги-вуги» в Театре комедии им. Н. П. Акимова.
Андрей: Для меня очень важно, что Максим так же, как и я, предпочитает театр действия и чувства, а не формально-концептуальный, которого сегодня в избытке. Мне не хватает такого театра, в котором актерам есть, что играть, а зрители в зале избавлены от необходимости разгадывать режиссерские ребусы. Именно поэтому я, актер, и влез на территорию режиссуры. И счастлив, что в Театре музыкальной комедии тоже есть потребность в игровом и чувственном театре.
Максим, каким, с вашей точки зрения, должен быть идеальный музыкант, певец, артист?
Я не отличаю артиста мюзикла от просто хорошего артиста. Прежде всего, надо быть хорошим артистом. А там, где ты немного не допоешь, за тебя доиграет труба. Для меня в свое время потрясением стал спектакль «Юнона и Авось» с участием Николая Караченцова. Конечно, он не был профессиональным вокалистом, но то эмоциональное воздействие, которое он оказывал своим пением, превышало фиоритуры любых талантливых оперных певцов. Так что душа и искренность – это важнее всего.
Андрей, есть ли отличие между работой режиссера мюзикла и драматического спектакля? Близок ли вам формат Бродвея, где спектакль рождается за 40 репетиций, или важно серьезно погрузиться в материал, съездив на натуру в экспедицию, как репетируют некоторые ваши коллеги в драме?
Я думаю, мы поставили «Девчонку на миллион» где-то за пятьдесят репетиций. Но надо понимать, что сорокадневному репетиционному периоду на Бродвее предшествует серьезный подготовительный период, когда актеры учат роли, танцы и музыкальные номера. А сорок дней – это активная стадия сборки готового спектакля. У нас в этом смысле уникальная история, потому что мы ставим не готовый мюзикл «под ключ» по лицензии, а сочиняем спектакль: у нас есть несколько версий одной и той же сцены, и мы выбираем. Артисты что-то предлагают, мы пробуем. Так что пока на Бродвее делают готовую постановку, мы сочиняем спектакль с нуля.
Максим, вы исполните в спектакле одну из главных ролей, а кто ваши партнеры по сцене? Были ли затруднения с тем, чтобы найти актрису на роль героини?
Как и во многих проектах театра, этому предшествовал кастинг. В результате просмотров у нас собрались замечательные артисты. Некоторые из них – члены коллектива Театра музыкальной комедии, другие – приглашенные артисты, которые часто играют в мюзиклах этого театра. Среди них и Наталия Диевская, и Евгений Зайцев, и Вера Свешникова, и Елена Бахтиярова, и Владимир Ярош, и многие другие. Я должен сказать, что получаю большое удовольствие от работы с ребятами. Тем более, что жанр драматического мюзикла для них довольно нов, но они очень старательно и талантливо вливаются в эту работу. Я верю в успех и очень благодарен им за такое преданное сотрудничество.
Андрей, героиня нового спектакля бежит на Чукотку от несчастной любви, но именно на Крайнем Севере находит настоящее чувство. А вы сами склонны к авантюрам, и на что готовы пойти ради любви?
Я за любые авантюры, но в рамках закона. В разное
время они были разными: влезал в окно по водосточной
трубе, садился в случайный поезд в поисках новых ощущений, прыгал с железнодорожного моста в реку… Были и романтические авантюры (но это секрет). А вообще, признаюсь, что полностью отдаюсь чувствам. Похоже, почти всегда. Я считаю, что надо тратиться. Пусть даже ошибаться, но тратиться. Вступать в диалог с жизнью, а не закрываться и надевать маску.