КнигиРАЗВЛЕЧЕНИЯРубрики

Книжные новинки весны

Нет ничего более постоянного, чем желание пролистать какую-нибудь новинку. Весной проблем с поиском чего-то интересного не будет. Слушаем беседы с Сергеем Юрским и Резо Габриадзе, изучаем воспоминания…

Ханья Янагихара «До самого рая»

Критики уже назвали новый роман автора «Маленькой жизни» и «Людей среди деревьев» отражением эпохи, книгой, полной радости и ужасов. Дело происходит в альтернативной Америке. В конце XIX века наследник влиятельного семейства вместо респектабельного брака выбирает страсть. Спустя сто лет молодой мужчина переживает сложные отношения с отцом, еще через век разворачивается история внучки видного ученого – на этот раз в мире, который сотрясает очередная эпидемия. Все три части романа объединены местом действия – Вашингтонской площадью. Почти шестьсот страниц полифонического повествования – не легкое чтение на вечер, а роман, над которым читателю придется потрудиться.

Елена Ржевская «Ворошеный жар»

Елена Каган, военная переводчица, участница Великой Отечественной, на фронт попала в феврале 1942-го под Ржевом. Так родился и ее литературный псевдоним – Елена Ржевская. Из записей, сделанных тогда на ходу, рассказов выживших местных жителей и пленных немцев появилась повесть «Ближние подступы». Она много писала о Ржеве, в 1980-е одной из первых заговорила о том, что подвиг города нужно увековечить: так спустя много лет появилось звание Города боевой славы, которое теперь носит и Ржев. Послевоенные размышления о нем и о частной памяти о страшном военном прошлом собраны под обложкой книги «Ворошеный жар». В ней же – интервью, эссе и дневник писательницы 1962 года, который публикуется впервые.

Владислав Отрошенко «Драма снежной ночи»

У книги лауреата «Ясной поляны» необычный жанр – это роман-расследование. Владислав Отрошенко несколько лет провел в архивах, изучая дело об убийстве француженки Луизы Симон-Деманш. Осенью 1850 года ее тело обнаружили на Ходынском поле. Под подозрением оказался любовник – драматург Александр Сухово-Кобылин. Следствие шло семь лет, писателя дважды арестовывали – время в заключении он использовал, чтобы написать «Свадьбу Кречинского». Вспоминая эти месяцы, Сухово-Кобылин удивлялся, как смог создать комедию, когда перед ним маячила каторга и к тому же у него вымогали 50 тысяч. Его в итоге оправдали за неимением доказательств, но слухи и легенды о том, кто и почему убил Луизу Симон-Деманш, еще долго будоражили общество. В книге Отрошенко детективный сюжет идет рука об руку с историческим исследованием – как работала в то время система правосудия, почему при отсутствии доказательств именно Сухово-Кобылина сделали главным обвиняемым, а само дело дошло до императора и, наконец, как все это повлияло на дальнейшую судьбу сочинений драматурга.

Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки»

«Сказка – ложь, да в ней намек»: два знаменитых труда Владимира Проппа «Морфология» и «Исторические корни волшебной сказки» собраны под одной обложкой. Она, кстати, заслуживает отдельного упоминания – ее создала Кориандр, автор комикса «БесIсмертный». Здесь все, что вы хотели знать о том, откуда взялись сказочные сюжеты и герои, как их понимать и почему истории про Бабу Ягу и Иванушку-дурачка важны не только для детей, но и для всей культуры в целом.

Хелена Побяржина «Валсарб»

В городе Валсарб на севере Беларуси живет девочка, к которой приходят бывшие люди. Они рассказывают ей во снах о своих жизнях. Узники гетто, солдаты, похороненные в братской могиле — о них никто не вспоминает, у них нет надгробных памятников, на которых указаны их имена. Единственный, кто может запомнить их истории – это девочка, которая играет со словами, читая их задом наперед. Дебютный роман Хелены Побряжиной перескакивает из военных 1941-1944-го в 1980-1990-е и обратно. Это книга об исторической памяти и о том, как важно, чтобы прошлое не забывалось.

Жан-Клод Грюмбер «Жаклин Жаклин»

Французский драматург и сценарист Жан-Клод Грюмбер находился в заграничном турне, представляя свою книгу «Самый дорогой товар», когда в больнице скончалась его жена Жаклин. Они прожили вместе 60 лет. С тех пор ежечасно, днем и ночью он пытается сказать ей все, что не успел или не посмел, удержать ее еще ненадолго рядом, заполнить словами зияющую пустоту. Так появилась его новая книга, полная воспоминаний, моментов счастья и горя, событий большой истории и повседневности, эмоций, чувств и признаний.