ПУТЕШЕСТВИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ

Текст: Алексей Громов, адвокат, кандидат экономических наук

Итак, свершилось! Вы отправляетесь в турфирму за путевкой в вожделенные дальние дали. Конечно, все сложится прекрасно: вы отдохнете и вернетесь абсолютно счастливым и с прекрасными впечатлениями. Однако чтобы ни одно облачко не омрачило ваш отдых, нужно… знать законы. Пусть эти знания вам и не пригодятся, но вдруг…

Туроператор или турагентство?

Вы, конечно, в курсе, что все современные туристические фирмы делятся на туроператорские и турагентские. Оператор формирует тур: составляет маршрут путешествия, заключает договора с отелями и другими поставщиками услуг, а агент занят исключительно продажей путевок. Потенциальные путешественники, как правило, считают, что лучше обратиться непосредственно к туроператору, а не прибегать к помощи агентств-посредников. И совершают ошибку. Дело в том, что у каждого туроператора есть лишь свой ограниченный набор направлений, а агентства, которые работают одновременно с несколькими операторами, располагают более широким ассортиментом предложений. К тому же, агентство обязуется предоставлять туристам подробную информацию о туроператоре, который разработал тот или иной тур, чтобы в случае получения некачественных услуг вы знали, кому предъявлять претензии.

Заключаем договор

Выбор сделан, дело за малым: заключить договор. Не думайте, что это простая формальность, и внимательно изучите все пункты документа. Помните, в договоре непременно должны быть прописаны следующие моменты:

  1. Страна, в которую вы отправляетесь на отдых
  2. Ваш маршрут
  3. Название отеля, его категория и тип номера. Здесь нужно быть особенно внимательным: например, важно уточнить, сколько кроватей будет в номере, есть ли детская кроватка и т.д.
  4. Тип питания
  5. Экскурсии и их оплата (некоторые экскурсии могут входить в стоимость путевки, а некоторые придется оплачивать дополнительно)
  6. Дата начала и окончания тура: важно, чтобы указывались не только дни, но и ночи
  7. Вид транспорта, который будет использоваться для перевозки туристов: из одной страны в другую, а также из аэропорта в отель Обязательно должен быть указан класс билетов.

После покупки тура у вас на руках должны быть такие документы: договор, кассовый чек, подтверждающий оплату путевки, собственно путевка, ваучер. Последний весьма важен, так как является гарантией того, что услуги, за которые вы заплатили, будут предоставлены вам в полной мере. Ваучер должен быть в трех экземплярах, один из которых остается у туристического агентства, второй – у вас, а третий предъявляется в стране, куда вы отправляетесь на отдых. Также при себе у туриста должна быть программа пребывания, авиабилеты, медицинская страховка и загранпаспорт. В соответствии с «Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта» туристическая фирма должна выдать вам весь комплект документов не позднее, чем за сутки до вылета.

Меня не встретили!

Не дай Бог, конечно, но случается и такое. Что делать? Не паникуйте. Достаньте ваучер и  найдите в нем номер телефона принимающей компании. Позвоните туда. Если решать вашу проблему (ну вдруг!) откажутся, свяжитесь с туристическим агентством или туроператором, За потраченные нервы вы можете получить компенсацию. Для этого составьте акт о факте отсутствия трансфера – в произвольной форме, на любом листочке бумаги. Опишите происшествие, укажите время и место и обязательно попросите двух свидетелей-очевидцев подписать акт. Совсем нелишними будут и паспортные данные этих людей.

Не забронировали номер

Для начала свяжитесь с принимающей компанией, туристической фирмой или туроператором. Если вам предложат другой номер, обратите внимание на то, чтобы уровень обслуживания соответствовал описанному в ваучере. Номер, в который вас поселили, оказался более дешевым? Туристическая фирма должна вернуть вам разницу в деньгах. А если вы оказались в более дорогом номере? Внимание: вам ничего доплачивать не надо, это проблема туристического агентства. Важно: для того, чтобы вам возместили затраты на заселение в другой номер или другой отель, вам нужно будет доказать факт проживания в другом месте. Лучший способ доказательства – воспользоваться в отеле какой-либо услугой. Например, заказать в номер чашку чая, фрукты, обед и т.д. Зачем? Вам принесут чек, в котором будет указана ваша фамилия, названия отеля и номер, в котором вы волей судьбы оказались.

Компенсация за испорченный отдых

Если отпуск оказался испорчен, немного утешиться можно, добившись от турфирмы компенсации. Для того чтобы компенсацию получить, нужно для начала написать претензию и предъявить ее или агентству, или туроператору. Подать претензию нужно в течение двадцати дней после окончания действия договора на оказание услуг. К ней следует приложить копию договора, копию акта (см. выше), фото и видео, имеющие отношение к делу, чеки и пр. Руководство турфирмы не принимает претензию? Отправьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Ответ должен быть дан в течение десяти дней. Если этого не произойдет, тогда нужно будет идти в суд. Ваше дело правое, и вы обязательно победите!