Главная Течение жизни Софи Лорен: ее собственная история

Текст: Ольга Дмитриева

У этой актрисы – фантастическое дарование и необыкновенная судьба. В ее жизни было множество тяжелых испытаний, но были и фантастические подарки судьбы. Наверное, секрет счастья и побед Софи Лорен в том, что она никогда не сдавалась. И еще в том, что в ее жизни случилась настоящая, большая любовь.

Без отца

В фильме «Софи Лорен: ее собственная история» (1980 г.) актриса играет и свою мать, и себя. Предваряя сюжет, она благодарит свою семью: бабушку, дедушку, тетю, дядю, сестру и особенно маму: «Мама, несмотря на все трудности, помогала верить мне, что мечты могут осуществляться…»

Главная трудность при ней с самого рождения: Софи растет без отца. Рикардо Шиколоне так и не женится на ее матери, Ромильде Виллани, которая, помимо Софи, родит ему еще и дочь Мари.

…После победы в конкурсе «Итальянская Грета Гарбо» Ромильду приглашают в Голливуд. Родители не отпускают дочь за океан, но желание стать актрисой у нее остается — и тогда она отправляется покорять Рим. Ромильда играет в массовке и надеется встретить свою судьбу. Влюбляется в Шиколоне. Родив дочь Софи, возвращается в родной городок Поцуолли неподалеку от Неаполя. Можно себе представить, как трудно пришлось Ромильде в маленьком провинциальном городе в католической стране после рождения внебрачного ребенка. Достается и Софи: ее дразнят в школе безотцовщиной. Кроме того, сверстники считают ее дурнушкой: длинный нос, долговязая, худая. Зубочистка – такое было у Софи прозвище…

Мать заставляет дочь поверить в то, что она хороша собой, и даже ведет на конкурс (что-то вроде конкурса красоты). Софи, подобно Скарлетт, шьют по этому случаю платье из шторы. И она и в самом деле волшебным образом преображается. Софи занимает призовое место и выигрывает шесть уроков драматического искусства в Неаполе. Педагоги говорят девочке, что она талантлива. И мать везет ее в Рим в стремлении реализовать хотя бы в дочери свои несбывшиеся мечты. Ромильда словно возвращается в свою молодость. Снова, только теперь вместе с дочерью, она бегает на пробы, снова играет в массовке и ждет судьбы. Только вот беда: судьба, похоже, задумала вновь сыграть с ней злую шутку. Дочь начинает встречаться с женатым мужчиной и не на шутку влюбляется в него. Зовут его Карло Понти.

Трудное счастье

Первая встреча со знаменитым продюсером как будто не задается: Понти советует Софи сделать операцию, чтобы исправить слишком длинный, по его мнению, нос. Но Софи отказывается: «В конце концов, это мой нос». Ее независимость покоряет Понти. Они начинают встречаться. Карло Понти придумывает ей звучный псевдоним «Лорен» и знакомит с Витторио де Сика. В его фильме Софи играет первую свою удачную роль – лавочницу из Неаполя («Золото Неаполя», 1954 г.). Де Сика первым показывает дарование Софи во всей красе. Фильмы «Чочара», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи» приносят Лорен мировую известность, призы самых престижных кинофестивалей.

Понти и Лорен мечтают о свадьбе, но на пути у них оказывается Ватикан: согласия на развод нет. Ромильда Виллани не может простить Понти, она полагает, что он калечит судьбу ее дочери. И потому мать Софи, мягко говоря, не слишком переживает, когда ее дочь и Карло вынужденно расстаются из-за отъезда актрисы в Голливуд. Там Софи предстоит работа с Кэри Грантом и Фрэнком Синатрой в фильме «Гордость и страсть». Кто бы знал, что и вне съемочной площадки будут разыгрываться нешуточные страсти…

Кэри влюблен в Софи, и ей кажется, что и она… Или это иллюзия? А как же Карло? Но Понти приезжает, и Софи все становится ясно. Она прощается с Грантом.

В Мексике Понти и Лорен проводят тайную и заочную церемонию заключения брака. Его не признает Ватикан. Лишь в 1966 году во Франции они заключат официальный брак. А до того долгое время Софи не может чувствовать себя полноправной женой Конти, и это угнетает ее. Ромильда переживает и того сильней, она почти не общается с избранником дочери. И напрасно. Ее дочь и Карло Понти проживут вместе очень много лет и будут счастливы.

А в 1962 году Софи не едет на церемонию вручения «Оскара» и даже не следит за ходом действа. Вместе с Конти она сидит в гостиной, когда раздается телефонный звонок. Звонит Грант. Он поздравляет Софи с «Оскаром», врученным ей за лучшую женскую роль в фильме «Чочара». Впервые эту номинацию выиграла актриса фильма, снятого не на английском языке…

Мечты сбываются

Карьера Софи развивается стремительно. Лорен удается поработать практически со всеми самыми популярными актерами Голливуда: Энтони Перкинсом(«Любовь под вязами», 1958 г.), Энтони Куинном («Чёрная орхидея», 1958 г.), Кларком Гейблом («Это началось в Неаполе», 1960 г.), Питером Селлерсом («Миллионеры», 1961 г.), Чарлтоном Хестоном («Эль Сид», 1961 г.), Алеком Гиннессом («Падение Римской империи», 1964 г.), Полом Ньюманом («Леди Л.», 1965 г.), Грегори Пеком («Арабеска», 1966 г.), Марлоном Брандо («Графиня из Гонконга», 1967 г.).

Но главной мечте ее жизни сбыться не дано: Софи не может родить ребенка. Она беременеет, но каждый раз на сроке в три месяца теряет ребенка. Отчаянию актрисы нет предела. Во время очередной беременности в 1968 году Лорен уезжает в Женеву и ложится в клинику. Врачи уверяют: никаких волнений, никаких, боже упаси, съемок – надо лежать в прямом смысле слова, практически не вставать с постели, тогда шанс есть. Она следует всем рекомендациям, но в глубине души сомневается в возможности стать матерью. Приступы отчаяния не отпускают ее, особенно на сроке три месяца. С ней рядом сестра Мари – сиделка, верный друг, психотерапевт, родная душа. Она верит даже больше, чем Софи: у нее будут племянники. Всё так: много лет спустя Софи Лорен сыграет в фильме, режиссером которого станет ее сын Эдоардо («Только между нами», 2002 г.). Эдоардо родится через четыре года после появления на свет Карло, первенца Софи Лорен, названого в честь знаменитого отца.

«Нетускнеющий блеск кинематографа»

В первой половине 1970-х она еще очень много снимается: с Питером О’Тулом («Человек из Ламанчи», 1972 г.), Ричардом Бёртоном («Поездка», 1974 г.) и Жаном Габеном («Приговор», 1974 г.). Потом появляется на экране всё реже: в 1994 году Софи в последний раз снялась с Марчелло Мастроянни в фильме Роберта Олтмена «Высокая мода». Дуэт Мастроянни – Лорен вошел в историю кинематографа как один из самых ярких и удачных, а их совместные фильмы «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи» стали классикой мирового кино.

В 1996 году Лорен играет с Джеком Леммоном и Уолтером Маттау в американской комедии «Старые ворчуны разбушевались». А дальше… дальше она преимущественно пожинает лавры за былые заслуги. В 1991 году Лорен вновь получает «Оскар» с формулировкой «За карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими нетускнеющий блеск кинематографу». На Венецианском фестивале в 1998 году она удостаивается «Золотого льва» – также «За вклад в мировой кинематограф». Ее карьера останавливается, но слава не меркнет. Она пишет книги воспоминаний, снимается для календарей, ее именем называют парфюмерные серии и ювелирные коллекции – чего же еще желать?

Софи Лорен буквально купается в своей славе. Ее именем называют улицы, а епископ Генуи шутит: мол, хоть католическая церковь запрещает клонирование, он бы сделал исключение – для Софи Лорен.

В 2007 году в возрасте 94 лет после болезни легких умирает Карло Понти. Заканчивается история фантастической любви. Или… не заканчивается? Софи считает их чувства с мужем даром Божьим, которого удостаиваются единицы. Она не выходит замуж после смерти Понти и уверяет журналистов по сей день: большая любовь ее и Карло, несмотря на славу, награды, победы, была все-таки главным для них обоих…