Главная Модный дом Рей Кавакубо: феминистка в законе

Она знает все о моде. А еще больше – об антимоде. Творчество Рей Кавакубо похоже на нескончаемый самурайский поход, у которого одна цель – никого не оставить равнодушным. А это значит ошеломить, восхитить, заворожить публику…

Она родилась в Токио в 1942 году, окончила престижный университет Кэйо по курсу философии, изящных искусств и литературы и сразу после окончания учебы начала работать в текстильной компании Asahi Kasei. Искусствоведческое образование и близость к текстильным технологиям вступают в сложную химическую реакцию между собой, и Кавакубо начинает придумывать свои первые женские платья. И возможно, именно отсутствие специального образования, но знание изящных искусств дает ей возможность легко внушать свои идеи конструкторам и швеям.

Если кто-то надеется найти в этой статье интересные биографические данные о всемирно известном дизайнере, то глубоко ошибается. Рей Кавакубо никогда не дает интервью, касающиеся ее самой, – только относительно коллекций! Поэтому о ней известно немного, а точнее – почти ничего. Одно лишь является достоверным фактом: Рей замужем, и муж работает в ее компании.

Зато в индустрии моды Кавакубо уже сказала так много, что именно об этом и интересно поговорить.

 

Хиросима-шик

После окончания учебы в университете Рей, набравшись опыта в текстильной компании, стала пробовать свои силы в качестве стилиста. И уже в 27 лет, в 1969 году, придумала свою собственную марку, назвав ее словами из известной французской песни Comme des Garcons («как мальчик»), а через четыре года основала коммерческую компанию Comme des Garcons Cо. Ltd. А еще через два года последовала первая коллекция и открытие бутика в Токио.

В название Comme des Garcons дизайнер, по собственному ее признанию, не вкладывала ничего особенного. Буквально на пальцах объясняя портным, что же она хочет видеть в своей коллекции, Рей очень быстро обнаружила, что хочет она вещей экстравагантных. Один из самых любимых цветов модельера – черный. Однако помимо этого, основного, в ее первых коллекциях присутствовали серый и бежевый.

Поработав четыре года над исключительно женской линией одежды, Кавакубо запустила и мужскую. И… уехала в Париж. Так что с 1981 года о Рей говорят как о французском дизайнере. Но француженкой она так и не пожелала стать: в ее одежде – все японское!

Переехав в Париж, она сразу же устроила первый показ prêt-a-porte. Шоу произвел эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты так и писали: «постъядерная мода», «Хиросима-шик»… Одним асимметричные черные вещи из мятой ткани казались апофеозом абсурда, другим – ощутимым ударом по европейским штампам. Но факт остается фактом: сразу после первого показа Рей стала постоянной участницей Недели моды в Париже.

Королева помойки

Дом моды Кавакубо быстро развивался и приобретал статус полноправного участника индустрии моды. В результате, в 1982 году Comme des Garcons стал членом парижского синдиката Высокой моды, в 1987 году Journal de Textile признал Рей лучшим дизайнером, а через четыре года она получила титул кавалера Ордена искусств и литературы.

На фоне европейских дизайнеров японские модельеры выглядят еще более скульпторами и архитекторами, увлекающимися формой. Это продиктовано традициями японского народного костюма, устроенного иначе, чем европейское платье. Но именно Рей Кавакубо стала квинтэссенцией нестандартного, неожиданного, в чем-то даже сумасшедшего подхода к одежде и женскому телу.

В мире моды наблюдается интересная закономерность: дизайнеры-мужчины часто воспринимают женское тело лишь как дополнение к своей модели, а женщина-дизайнер создает функциональные, удобные, комфортные, легкие в носке вещи. Но не Кавакубо: для нее женская фигура только стержень, вокруг которого она выстраивает свою моду. В мире богатства, роскоши, блесток и гламура ее показы шокируют нелогичной многослойностью, ассиметричной бесформенностью, отсутствием, или, наоборот, усилением каких-либо элементов. Ее коллекции аскетичны, полны деконструктивных элементов: косых швов, грубых деформированных тканей, неровных подолов, квадратных плеч, гиперболизированно удлиненных рукавов, начинающихся на линии бедра, перевернутых накладных карманов… Ее стилем становится эстетика несовершенства, которую позже назовут деконструктивизмом японского толка.

«Горбатую» только подиум исправит

Настоящее признание Кавакубо в мире европейской моды случилось в 1997 году, когда она показала в Париже моду, разрушающую, ставящую под сомнение саму форму женского тела. Коллекция, известная в истории моды как «Горбатая», выполнена из тонких, эластичных, в основном нейлоновых джерси, при этом облегающие фигуру платья дополнены буграми и наростами на спинах, бедрах и плечах моделей, деформирующими фигуру. Все это вызвало бурю негодования в модных кругах и, как это обычно бывает в подобных случаях, подняло интерес к модельеру на запредельную высоту.

Он не исчезает вот уже два десятилетия. Ведь каждая новая мысль, воплощенная в необычных вещах Comme des Garçons, непременно становится отправной точкой для многих дизайнеров и художников.

… В мае нынешнего года Рей лично открыла свою выставку в Нью-Йорке в Музее Метрополитен. Выставка, в которой представлены вещи, которые создавала дизайнер в разные годы, начиная с первого парижского шоу 1981 года, продлится до 4 сентября. Кавакубо стала вторым дизайнером, которому посвятили ежегодный Бал Института костюма: в ее нарядах на подиум вышли звезды моды и шоу-бизнеса…

Да, кого-то коллекции Рей Кавакубо могут раздражать визуальной бесформенностью и нарочитой блеклостью. Во многом это обусловлено традиционными правилами японской эстетики, где несовершенство считается признаком чего-то живого, настоящего. А ведь это, согласитесь, – шанс для многих женщин, не обладающих традиционными 90-60-90, почувствовать себя нужными, красивыми и желанными.