Главная Вернисаж Доктор Фрейд и мир его снов

Много лет назад Зигмунд Фрейд написал ставшую впоследствии знаменитой книгу «Толкование сновидений». К столетию ее выхода в 1999 году в Санкт-Петербурге известный российский ученый и психоаналитик Виктор Мазин открыл Музей сновидений, пространство которого изменчиво так же, как зыбко содержание снов…

Музей в Петербурге – один из трех музеев по всему миру, посвященных Фрейду. Один из них находиться в Вене, где ученый жил и работал несколько десятилетий, другой расположен в Лондоне, в последней квартире Фрейда. Здесь хранится его громадная коллекция древностей, насчитывающая около 3000 предметов, знаменитая кушетка и личная библиотека. Петербургский музей Фрейда, в отличие от остальных, не связан ни с конкретным местом, где проживал мэтр, ни с окружающими его материальными вещами. Это музей психической реальности, которая соткана из фрагментов чувств, образов, слов, грез и помыслов. Он представляет собой одну большую инсталляцию, где все видимые и невидимые стены, пол, потолок и экспозиционные поверхности рассчитаны, продуманы и выстроены так, чтобы была возможность раздвинуть и попробовать продолжить визуальный ряд, основываясь на своем опыте, желаниях и фантазиях. Он находится на Петроградской стороне в здании XIX века, бывшем доме миллионеров Колобовых, где также расположен Институт психоанализа.

Музей сновидений сам по себе напоминает сон. В нем соединились отражения светлой и темной сторон человека и образов, приходящих к нам из снов. Образы трактует доктор Фрейд, согласно своей знаменитой теории – отголоски собственных ночных грез можно различить за витринами экспозиционных залов. В Музее их всего два: светлый и темный, вводный и сновиденческий, сознательно-предсознательный и предсознательно-бессознательный (согласно терминологии главного действующего лица). В зале первом все довольно предсказуемо и логично: 12 витрин, посвященных жизни и трудам Зигмунда Фрейда. Исключительно биографические факты из жизни доктора снабжены цитатами из его последующих трудов.

Зигмунд был первенцем и любимцем своей матери. Возможно, впоследствии этот факт позволит ему создать теорию «ребенка и взрослого», заключить, что «любимец матери на всю жизнь сохраняет чувство победителя». Между первым и вторым залом своеобразным мостиком пролегает череда рисунков с десятью знаменитыми сновидениями в толкованиях Фрейда работы Павла Пепперштейна. Затем посетитель погружается в мир виртуальных сновидений – в восьми световых боксах представлены фигурки, содержащиеся в коллекции самого Фрейда и иллюстрирующие его теорию психоанализа: мудрецы, римские и египетские божества, мифические животные. Среди них греческий терракотовый Сфинкс, бронзовая Исида с младенцем Гором, мраморный белый павиан Тота, бронзовая римская Афина с медузой Горгоной на груди, китайский мудрец, египетский бронзовый Имхотеп, бронзовый Амон-Ра, греческий терракотовый всадник. Все они – аллегории влечений, страхов, иллюзий. Там и тут – слова и образы, образы слов и слова образов, то, что проступает сквозь туманности снов, и то, что невозможно перенести в реальный мир. Для восприятия экспонатов второго – темного, подсознательного – зала необходимы собственные ощущения, воспоминания о тех или иных снах, соучастие. Некоторые объекты здесь едва различимы, другие можно увидеть только при определенном ракурсе – все словно во сне, реально и нереально одновременно. Неясные образы проступают из сновидений – человеку едва ли дано самому познать все глубины собственной же души. Но всегда можно обратиться к известной всему миру теории. Мы видим то, что хотим, и осознаем увиденное, возможно, лишь частично.

Центральная же часть зала – экран проекций, предоставленный для частных снов, видений и стремлений.

Экспозиция будет особенно интересна прочитавшим книгу «Толкование сновидений», поскольку здесь представлены многие предметы, упомянутые в этом произведении: трости и шляпы, платья и многие другие предметы. В экспозиции много фотографий книг, которые читал Фрейд, и предметов из личной коллекции ученого, фото писем к друзьям и посмертные маски Александра Сергеевича Пушкина и композитора Сергея Курёхина.

После экскурсии посетители могут выйти в дверь с надписью «Выход в реальность» и попасть в глухой питерский двор-колодец.

В музее сновидений, помимо постоянной экспозиции, постоянно проходят выставки и лекции, так или иначе связанные с его основной тематикой. Впрочем, связь эту часто можно проследить, лишь задавшись подобной целью. Но и это вполне соответствует теории доктора Фрейда: мы можем видеть и осознавать именно то, что хотим увидеть. И это справедливо в обоих непознанных до конца мирах – во сне и наяву.

Адрес музея: г. Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны, д. 18а, www.freud.ru