ЗвездыРАЗВЛЕЧЕНИЯ

Эвклид Кюрзидис: «Душа должна расти, воспитываться»

Беседовала Анна Сиротина

В актерскую профессию Эвклид Кюрзидис пришел не ради славы, а потому, что просто жить без нее не мог. И не может. Он постоянно ищет способы творческой реализации. Недавно вот организовал на своей малой родине, в Ессентуках, кинофестиваль «Хрустальный источник» и сегодня отдает этому проекту весь свой недюжинный потенциал. О фестивале и путешествиях, о пути в профессию и взглядах на жизнь актер рассказал в эксклюзивном интервью «Философии отдыха».

В сказках герои проходят большие испытания. А в вашей жизни главные потрясения уже позади?

Когда мне было 15 лет, я думал, как только поступлю в театральное училище, мне станет легко. А оказалось, что после окончания нужно устроиться в театр и расти в профессии. Затем я пошел в армию, и множество событий произошло дальше. И вот сейчас у меня более 70 картин, и половина жизни позади, но легче не становится. Это как подниматься гору: чем выше, тем тяжелее дышать. Но зато начинаешь чувствовать воздух свободы и живешь предощущением того, что ты у самой цели. Нам сверху даются испытания только по силам, но все более сложные.

Вы родились в большой греческой семье. Как это определило ваш дальнейший путь?

В Греции культ дома. Там, как правило, минимум четверо детей в семье. Когда у тебя есть сестры и братья, это помогает не стать эгоистом и научиться принимать то, что родительская любовь делится на всех. А еще есть такая древнегреческая поговорка: если у мужчины отобрать женщину, он выживет, а если работу – погибнет. Для мужчины главное – карьера, чтобы кормить свою семью. Дети должны гордиться своим отцом, как я горжусь своим. Все эти жизненные принципы в меня заложили еще в детстве. С ними я и иду по жизни.

Что, на ваш взгляд, стало стартом вашей личной карьеры?

Сейчас, оборачиваясь назад, понимаю одно: я умел мечтать. Мне говорили, что это невозможно и я никому не нужен в театральном училище. Но я поступил туда в 15 лет. Потом я решил пойти во ВГИК. И мне говорили то же самое. Но умение мечтать и верить в себя, наверное, было основным. Я до сих пор дружу с моим любимым педагогом по сценической речи Ларисой Алексеевной Малышенко. Мы перезваниваемся с ней раз в неделю. И всех своих учителей я приглашаю теперь на кинофестиваль в Ессентуки.

Мне очень повезло! То, что запрещается обычному человеку, а именно проявлять эмоции, фантазировать, дурачиться, все это, наоборот, приветствовалось в театральном мире. В 15 лет я был самым счастливым парнем. Когда же я окончил ВГИК в 1997 году, наступили тяжелые времена. Нас выпустили в никуда, мы были никому не нужны. Я понял, что свою жизнь, похоже, проиграл. Мне родители говорили: актерство – не мужская профессия, и я признал тогда, что родители были правы. И как только я понял, что это конец, началось самое великое начало: приехал режиссер Питер Штайн и взял меня к себе в постановку. Я-то уже собирался сменить профессию или уехать в Грецию, но сверху все распределяют по вере нашей. Я, никому не известный, только окончивший институт, оказался на одной сцене с Владимиром Этушем, Ириной Купченко, Михаилом Казаковым. А потом началось кино.

Спектакль театра »Луны» »Антигона»реж.А.Смольяков
Царь Креонт

Есть вещи, о которых вы жалеете?

Неосмотрительные поступки, конечно, были. Жизнь – такая штука, что мы постоянно проходим какие-то экзамены, чтобы что-то понять, измениться, вырасти и идти дальше. Я пришел в профессию не ради славы, а потому, что без нее жить не мог. Но я не умею просить роли. Большинство актеров так делает, а я так до сих пор не научился, и, возможно, многое упустил. И очень жалею, если кого-то обидел. Позвоню посреди ночи и буду просить прощения. И уже неважно, что подумает человек на том конце провода.

А вы сами легко прощаете?

Это непросто, конечно, но я постоянно учусь. Я всегда предупреждаю, что могу терпеть очень долго, но если дохожу до края, то у меня что-то захлопывается внутри, и этого человека больше в моей жизни не существует.

Сейчас публика хочет знать всю правду о закулисной и личной жизни артистов…

Каждый имеет право выбирать, как ему поступать… Мне кажется, актер должен быть загадкой. Зритель, видя меня на сцене в роли, допустим, царя Креонта, не должен думать, что это тот самый Эвклид, который вчера с женой выяснял отношения в программе. Два-три раза в год я провожу творческие вечера во многих городах, и мои зрители уже знают, что запретных тем и вопросов нет. Другое дело, как я отвечу.

В июле на вашей родине, в Ессентуках, во второй раз пройдет кинофестиваль «Хрустальный источник». Расскажите о своем главном проекте, который вы задумали и реализовали год назад.

Я вырос в чудесном Ставропольском крае. В наши города-курорты было не попасть, и люди записывались за несколько лет, чтобы приехать в местные санатории. Я давно мечтал открыть здесь кинофестиваль. Регион за последние 20 лет превратился в рынок, и люди задыхаются без духовной и культурной жизни. Моя задача – способствовать возрождению края.

Сколько времени понадобилось, чтобы реализовать мечту?

Я долго не мог прикоснуться к ее воплощению, потому что не было кинотеатра. Он был отдан под рынок. И лишь в позапрошлом году мне сообщили, что кинотеатр «Дружба» начинает свою работу, и пригласили приехать на его открытие. И я понял: время настало. Конечно, было непросто. У меня не было ни одного государственного рубля. Я бросился к местным предпринимателям и собрал достаточно серьезный бюджет. Затем позвонил всем своим друзьям-кинематографистам. Конечно, мало кто верил в успех. Некоторые спрашивали, а где эти Ессентуки находятся (смеется). Но на открытии первого фестиваля произошел просто взрыв. Приехали более 170 звезд, среди которых были Катрин Денев, Константин Райкин, Рустам Ибрагимбеков, Светлана Тома, Наталья Варлей, Юрий Стоянов… Мы придумали самую длинную звездную дорожку в стране на 550 метров. Я первым шел по этой дорожке и уже ничего не чувствовал, только слышал, как люди кричат «спасибо». На открытии я сказал, что это народный фестиваль, и мы его сделали все вместе.

Какие изменения произошли за год?

Представляете, если на первый фестиваль я уговаривал звезд помочь и поддержать, то теперь мне звонят коллеги и просят пригласить их.

Какой будет программа второго фестиваля?

В этом году мы отмечаем столетие ВГИКа. Будем делать ретроспективу дипломных работ наших великих кинематографистов: Герасимова, Тарковского, Муратовой, Соловьева, Михалкова. Откроем Аллею звезд. Также на фестиваль прилетит из Стамбула внучка звезды немого кино Веры Холодной – в этом году отмечается столетие ее знаменитой бабушки. Нас приедет поддержать Пьер Ришар.

Какие сюрпризы ожидают зрителей?

В Кавказских Минеральных Водах всегда работали открытые кинотеатры. Ребенком я, удобно устроившись на близстоящем дереве, бесплатно смотрел фильмы под звездным небом. Чтобы возродить эту традицию, в прошлом году я решил поставить одновременно огромные экраны на центральных площадях пяти городов и бесплатно показывать народное кино. «Кавказскую пленницу» выходила представлять Наталья Варлей, «Любовь и голуби» – Александр Михайлов, «Красную шапочку» – Яна Поплавская. В этом году традиция продолжится. К 80-летию Рустама Ибрагимбекова мы сделаем его юбилейный вечер. Покажем две мировые премьеры и 12 конкурсных картин. 26 июля жюри выберет лучшую картину, которую мы будем продвигать на другие кинофестивали, включая Каннский.

И еще важный момент: внутри кинофестиваля пройдет «Кинокампус». Мы объявили конкурс на лучший сценарий фильма длительностью до 7 минут, сюжет которого должен быть связан с Кавказскими Минеральными Водами. Пятерка лучших приедет сюда в июле и за шесть фестивальных дней снимет кино.

Что вы сейчас можете сказать тем, кто только начинает свой путь?

Когда тебе тяжело, когда нечем дышать, нет сил, когда ты мало спал, тебя не понимают и мешают, вставляют палки в колеса и ты думаешь, что это конец, знай всегда: это начало нового витка, выход на более высокий уровень.

Вы постоянно в движении, любите путешествия. Почему вам не сидится на месте?

Путешествия для меня, прежде всего, это открытие новых миров. С каждой поездкой я, познавая другую культуру, становлюсь гораздо богаче. Помню, когда объявили первые гастроли в Японию. Все радовались, а я оставался совершенно равнодушным. Но та поездка полностью перевернула меня, и я вернулся другим человеком. Именно эта страна побудила меня писать маленькие рассказы о своих путешествиях. Если бы не было этих передвижений в пространстве, я бы был очень бедным человеком. За месяц у меня случалось по 22 перелета. Душа должна расти, воспитываться, открывать что-то новое, и где, как не в путешествиях, это делать?..